А верь было время, когда серьезные люди в костюмах смеялись над кучкой энтузиастов-программистов. Никто тогда не верил, что когда-нибудь компьютерные игры будут претендовать на важное место в мировом рынке. Как это было давно и неправда! И как стало сейчас! Те же самые умные люди в костюмах занимают места среди издателей игр. Другие помешают в играх свою рекламу. Ну а самые умные оказывают спонсорскую поддержку. Вот произошел довольно странный альянс. Известная в игровом мире компания Psygnosis стала сотрудничать с не менее (ну а по большому счету намного более) известной фирмой Adidas. Ну и скажите, чему тут удивляться? Adidas производит товары для спорта (надо сказать, очень даже неплохие), и ее имидж в рекламе делает футбол. Вот это первая причина для создания подобного альянса. Вторая еще более очевидна: выход игры практически совпал с началом чемпионата мира по футболу. Ну просто каждый болельщик будет обязан купить игру «про футбол». Ну а суть этого альянса очевидна. Psygnosis издает игру, при этом используя в заголовке славное имя Adidas, делая тем самым рекламу и себе, и своему спонсору, a Adidas в свою очередь проводит массовую рекламную кампанию (не без участия Psygnosis, конечно). Теперь о самой игре. Глядя на нее. просто думаешь, что если Adidas что-то решает делать, то делает это с большим размахом. В игре присутствует 10000 различных игроков из 400 различных команд! Да, это — «количество» даже для самого заядлого геймера. Команды на любой вкус, из любой страны. От сборной и до команд третьей лиги, а то и просто «команды». Вам не понравилась победа Франции на чемпионате мира? Так сделайте своего чемпиона, и пусть победит Голландия! А на следующий день чемпионом станет Италия! И так каждый день! Хотя вовсе не обязательно участвовать именно в чемпионате. Вы сможете проводить небольшие турниры, участвовать в отборочных матчах или просто провести дружескую встречу. Что касается места проведения матча\турнира\чемпионата, то в большинстве случаев выбор остается за вами. А выбор может пасть на любой из 34 3D стадионов. То, что они отличаются внешним видом, понятно и ежу. Ну а как насчет качества покрытия поля, приспособленности к различным погодным условиям? Вообще, игру можно менять по своему желанию. Можно изменить практически любой параметр. Вот, например, судья: бегает он себе и судит всех подряд. Все бы ничего, да вот иногда всякие там карточки показывает. Но в APS 98 эту проблему решить можно просто: заходим в опции и ставим судейство в режим "blind" (в переводе означает «слепой»). Действительно, судья ничего не видит. А наши противники об этом не знают и продолжают усердно соблюдать правила. Как говорится, «счастье есть...». Идем далее. Во время матча вы сможете поменять стратегию, которой придерживается ваша команда. А если не понравится ни одна из предложенных, то смоделируйте свою. Согласитесь, довольно удобно при неэффективном использовании обороны перейти в наступление. Ну а если вы разбираетесь в футболе, то сможете сами определить место для каждого игрока, где ему следует толкаться. Также во время игры можно производить смену игроков. Как и настоящие игроки, виртуальные тоже могут уставать. Для этого в команде есть запасные. Но усталость — это не единственный аргумент для смены игрока. Каждый игрок облапает своим уникальными данными, которые отражены в 18 характеристиках. Использование нужного человека в нужном месте и в нужное время — это тоже часть стратегии игры. Как выглядит игра? Неплохо. При хорошем разрешении частота кадров постигает 30 кадров в секунду. Этого вполне достаточно, чтобы изображение шло ровно. Но, честно говоря, хочется хотя бы 40 (для приличия). Положений камеры в игре существует четыре: со стороны, виртуальное, динамичное и изометрическое. Особо следует отметить виртуальную камеру. Она очень хорошо выбирает нужный угол зрения и при этом не дергается, а плавно перемешается. V наблюдателей может сложиться впечатление, что это не сама игра, видеролик. Палитра APS 98 довольно богата и составлена грамотно. Уникальные расцветки форм команд соблюдены. Сами игроки сконструированы неплохо. Хотя на полигонах можно было бы не экономить. Все вроде ничего, но при приближении начинают появляться ноги в форме тетраэдра, квадратные трусы и плоские физиономии. Но приближение происходит довольно редко, поэтому не переживайте. По крайней мере ни одной футбольной игре этого избежать пока не удалось. А вот об анимации надо поговорить отдельно. Во-первых, ее качество полностью удовлетворяет. При моделировании движений игроков была применена продвинутая технология Motion-Capture. Если вы до сих пор не знаете что это такое, то это когда создают виртуальную модель чего\кого-либо и заставляют ее плясать под дудку облепленного датчиками человека. Что делает человек — то делает и виртуальная модель. Именно поэтому анимация на экране и достигает такого высокого уровня. Таких движений в игре 60 — согласитесь немало. За "кадром" вам всегда будет помогать комментатор. Послушав его, начинаешь понимать: какие они фанатики. Такое количество самых разных эмоции в секунду может быть только у ненормального. Комментарии соответственно происходят в реальном времени и на разных языках: английский, французский, немецкий, испанский, итальянский и голландский. В реальном времени меняется и погода. Во время матча запросто может пойти дождь или просто спрятаться солнце. Но и это вы сможете изменить. Ну что можно сказать в завершении? На дворе 1998 год, во Франции прошел чемпионат мира по футболу, Adidas спонсировала проект который принципиально не смог бы провалиться, тем более в этом году. Словом, игра хорошая, даже стоящая.