FIFA '99 Серия спортивных игр по лицензии FIFA, ежегодно обновляемая компанией Electronic Arts, а если точнее — ее подразделением ЕА Sports, уже несколько лет пользуется неизменной популярностью у поклонников футбола по всему свету. И это неудивительно, учитывая, что никто не может составить в этой области конкуренцию гиганту игростроения, никто не может приблизиться к качеству ее спортивных симуляторов. Прошлогодние FIFA 98: Road to World Cup и World Cup 98, безусловно, были лучшими играми, посвященными пятнистому мячу, за всю историю. А отличия от первых представителей жанра в исполнении ЕА стали уже просто огромными. И главное — в лучшую сторону. FIFA 99, успевшая уже приобрели огромную популярность среди игроков, имеет в своем основании все ту же основу, что и футбольные симуляторы этой же серии 1998 года. Но иметь основу — не значит, ничем не отличаться. Заметно, что игровой процесс подвергся некоторой доработке, и теперь мы имеем действительно новую игру серии, а не все то же самое, но с другой цифрой и увеличенным количеством команд. Что больше всего ценится в футболе, без чего практически невозможен успех? Правильно, комбинационность, грамотная перетасовка. А вот в ранних FIFA стремления к комбинационности не наблюдалось. В стареньком FIFA International Soccer и многих других играх, последовавших за ним, этого не было вообще. Пас там существовал просто для вида, на деле же использование его приводило лишь к поражениям. Да и обвести кого-либо было очень трудно. Вот игра и представляла собой бесконечную череду ударов в сторону ворот. В итоге, после длительной борьбы с этой глупостью проблема во многом была устранена. Но незамедлительно появилась проблема новая, ярко проявившаяся в FIFA 98, который, несмотря на это, был все-таки великолепной игрой. Видите ли, это не совсем нормально, когда один игрок обходит половину команды и забивает гол. Такое, конечно, в жизни бывает, но не так часто, как демонстрировал нам Road to World Cup. Кто-то, я знаю, пытался играть как положено: пасоваться, подольше задерживать у себя мяч, не бежать вперед очертя голову, но такая тактика, такой стиль всегда был недостаточно эффективным, а уж в игре с живым оппонентом — тем более. А гол со стандартных положений в девяноста девяти случаях из ста, при должном умении — это как, нормально? Создать игру-симулятор, максимально приближенную к реальности очень сложно, и такие промахи встречаются весьма часто. И в очередной раз ЕА Sports взялась за исправление недостатков. И разрешила самую большую проблему в игровом процессе, забыв при этом, как обычно, о многих и многих других просчетах, попустила новые ошибки. Что же новенького подкинула нам FIFA 99? Половину команды обвести сейчас практически нереально. Без частых и «умных» пасов играть невозможно, если только вы не выбрали уровень сложности Amateur. В общем, все то, о чем мечтали все мы. А появление в игре новых чемпионатов, кубков и прочих наворотов принимается просто на «ура». Как хотели мы узреть в одной из FIFA Евро-кубки, как не хватало нам их раньше, как мы хотели создавать собственные лиги, соревнования! И всего этого мы дождались! Кубок Кубков, Кубок УЕФА, Лига Чемпионов, с прошлогодним составом команд, всех этапов этих турниров, включая и квалификационный (привет Литекс!). Чемпионат России так и не появился, хотя команды из бывшего Союза все же представлены. Из игры наконец исключено первенство Малайзии, в прошлом году воспринимавшееся всеми больше как одна большая хохма. Чемпионата мира теперь в игре кет, а солидная часть сборных различных стран пропала совсем. Нет ни Украины, ни Белоруссии, ни тем более команды Мальдивских островов. Хорошо хоть Россию оставили, а то после ее «удачных» выступлений могли и ее выкинуть, что, как мне кажется, в 2000 году вполне может произойти. И поделом — нечего Исландии проигрывать. Все национальные команды помещены в раздел International, их можно использовать для создания вашего собственного первенства. Эту новую возможность, предоставленную игроку, можно восхвалять сколько угодно, пусть в ее реализации и есть некоторые просчеты. Вы лично указываете, что за вид соревнований планируете проводить, что это будет — Лига или Кубок. Потом определяете число и состав участников, этапы турнира, количество команд в группах и матчей в play-off. Вот только клубы со сборными смешивать нельзя. Кроме всего этого существует заранее составленная Лига Мечты (Dream League), включающая в себя лучшие, по ошибочному мнению ЕА Sports, клубы мира. Ошибочно это мнение хотя бы потому, что Спартака в ней нет, а вот зато Брондбю и Гетеборг — сколько угодно. Любители игры не на время, а на счет порадуются режиму Golden Goal, предоставляющему такую возможность. Редактор команд и игроков немного видоизменился и стал намного хуже, чем раньше. Лица игроков невыразительны, причесок хотелось бы побольше, рассмотреть отредактированного вами человека сложновато. Ко всему прочему убавилось и количество доступных характеристик, многие фамилии не влезают в отведенную графу. Зато интереснее теперь создавать форму для команды, появился новый дизайн одежки, более гибкие возможности для ее изменения. Но с геймпада все это делать очень неудобно. Вообще, управление и интерфейс всегда были реализованы в FIFA весьма посредственно, чтобы не сказать больше. А нынче стало еще хуже. Оформление игровых окон серо и некрасиво. Управление очень, ну просто очень тормозит — на PC было и то лучше. Привожу по этому поводу случай из жизни. Играем мы как-то в FIFA 99. Мой игрок после великолепного паса обыгрывает защиту и вратаря (не сам по себе, а с моей помощью) и оказывается перед пустыми воротами. Жму удар. Жму еще раз — реакции никакой. В общей сложности на кнопку я надавил раз восемь, пока вратарь противника не прекратил мучения, забрав у меня мяч. Кто-то скажет: «Если удар не бьется — надо в ворота бежать!» Да, надо, но вроде как рассчитываешь на удар, а тут такое — что ж теперь постоянно в ворота забегать из-за того, что у кого-то из разработчиков руки кривые?! Да и от такого «отзывчивого» управления как-то даже опешиваешь, и не сразу получается оправиться. Уверен, этот аспект игры попортит вам нервы больше, чем родители, отгоняющие от приставки. И опять об игровом процессе. Без пасов играть нельзя — факт. Хорошо, играем именно так. И это правильно. После долгих часов (а иногда и раньше) приходит опыт и вырабатывается определенная система игры, после чего игрок только ее и использует, доходя в этом уже до нечеловеческого автоматизма. В итоге где-то 80 процентов всех забитых в игре голов похожи друг на друга, как братья-близнецы. Не буду расписывать всю эту тактику, скажу только, что основана она на пасах с фланга в штрафную площадь, для чего желательно иметь в нападении 3 или 4 человека. Мы этого хотели? А ведь минусы на этом не кончаются, в игре предостаточно многих других досадных недоработок, правда, в большинстве своем уже по мелочи. Но не забывайте, что FIFA 99 также имеет и массу положительных качеств и приобрести ее действительно стоит. Да и несмотря на свои вопиющие недостатки, она понравится всем, кроме спортоненавистников. Временами скорее всего будет мучить ностальгия по почти уже отжившим свое, поднадоевшим, но во многом более качественным и привлекательным FIFA 98 и World Cup 98, но новые времена на дворе и, соответственно, новые игры. Исправления же всех недочетов, в очередной раз придется ждать еще год, до FIFA 2000.