Стратегический жанр на игровых приставках живет не только редкими и зачастую совершенно неудачными переносами стратегий с персональных компьютеров. Имеется в данном случае у приставок и своя гордость - особые, ни с чем не сравнимые пошаговые стратегии, нанизанные на ролевые сюжеты и игровую концепцию. Производством подобных игр всегда занимались фирмы, создающие именно RPG, а не стратегии, и в результате получались совершенно необычные творения. Взять хотя бы популярную еще совсем недавно Vandal Hearts или Ogre Battle. Что точно можно сказать, так это то. что эти игры точно в портированной версии на компьютерах не появятся - слишком уж будут непонятны «стандартному» игроку. Надо сказать, что популярность подобных игр даже на приставках была ограничена их замысловатостью, сложностью и частой серьезной непродуманностью интерфейса. Теперь все изменится, а все потому, что стратегическим рынком на PlayStation заинтересовалась сама компания Squaresott (Tobal 2. Final Fantasy VII, Bushido Blade), выпустив совершенно беспрецедентную стратегическую игру, основанную на мире Final Fantasy. Все критики, скептики, фанаты и поклонники, вне зависимости от своего отношения к Square, сходятся в одном: Final Fantasy Tactics -это лучшая стратегия на PlayStation на данный момент. FFT погружает нас в очень запутанный мир борьбы за власть в одном королевстве, аккуратно вытянутом из огромного мира Final Fantasy. Разумеется, очень сказочном, традиционно для всей серии. А борьба за королевский престол в этом государстве разгорается нешуточная и длится уже не один и не два года; средства, к которым прибегают претенденты на королевский престол ради окончательной победы над противниками, весьма и весьма жестоки и совсем не сказочны. Результат же многолетних сражений печален: королевство разграблено, много жителей погибло, хозяйство разрушено, а на земли то и дело обрушиваются всяческие напасти. Однако древние времена процветания еще могут вернуться, так как двенадцать героев - рыцарей, которым покровительствуют стихии знаков Зодиака, приходят в королевство, чтобы опять развязать древний клубок противоречий в государстве. Ваш главный герой, некий Ramsa, прирожденный лидер, намерен собрать сильную команду бойцов и магов, чтобы вернуть спокойствие на земли королевства. Постепенно, по мере продвижения по сюжетной линии, к вашему войску будут присоединяться все новые и новые герои, новые будут приходить, а старые, уходить и даже предавать - что поделаешь, такова нелегкая сказочная жизнь Сюжет же в игре настолько насыщен всяческими событиями, теми же предательствами и прочими известиями, доходящими до вас с самых дальних мест королевства, что потихонечку вы начнете в нем запутываться. То же касается и различных имен и, что самое важное, связанных с этими именами историй. Просто персонажей в игре такое огромное количество, что запомнить все их имена сразу нет совершенно никакой возможности, и здесь сразу просматривается «японская ориентация» игры, ее склонность к максимальному увеличению смысловой нагрузки на все объекты игрового процесса, включая даже такую «ненужную» в стратегии вещь, как сюжет и уж тем более мотивация действий персонажей. Каждый из героев способен овладевать определенным набором профессий и практиковаться в их применении. Профессии могут распределяться как по магическому, так и по силовому признаку, причем одному герою не обязательно быть только магом или только воином или лучником, и умения можно успешно комбинировать. Тем показательнее система набора опыта, которую можно назвать не «очковой», когда персонаж после каждой битвы получает какую-то прибавку ко всем своим параметрам (как в Diablo и отчасти 8 Final Fantasy VII), а способен получать прибавку опытности только в тех профессиях, в применении которых он преуспел во время боя. К примеру, White Mage (маг. практикующий белую магию) способен использовать заклинания Cure второго уровня лишь в том случае, если он до этого в течение нескольких битв использовал заклинания того же класса, к примеру. Cure 1 или Haste. 6 противном случае Cure2 просто не будет ему доступна до тех пор, пока герой не наберется опыта в этой конкретной области белой магии. Ролевые аспекты игры по-настоящему размашисты и щедры на различного рода заклинания, предметы, артефакты, оружие и прочую атрибутику. Достаточно только сказать, что одних заклинаний в FFT около четырех сотен. V каждого из героев свои особенности, все они подразделяются на классы, кто-то становится воином, кто-то предпочитает уничтожать врага меткой стрельбой из лука, другие отдают предпочтение магии. Последний же класс героев вообще предпочитает в битвах не участвовать, а занимается только тем, что изобретает новые магические приёмы. Имеются и более значительные решения связанные с астрологическими параметрами персонажей, что является вообще совершенно уникальным моментом для такой игры, ведь даже в RPG этот приём используется очень редко из-за своей сложности. По этим астрологическим характеристикам определяется сочетаемость героев и их способность эффективно взаимодействовать. Кое-какие сочетания неприемлемы, так как персонажи будут просто ненавидеть друг друга и потратят время на бесконечные перепалки и драки, забыв про свои обязанности. Всё это вносит в сюжет много интересных поворотов, увеличивает количество игровых измерений, так как теперь при компоновке войска вам придется учитывать еще и эти особенности перемещений. Вообще, процесс подготовки к битве теперь имеет огромное значение, ведь собственно в сражении допускается участие как правило, от трёх до шести воинов, и выбор обмундирование между ними обязанностей являются теперь весьма заметной частью игры, в отличие от той же Final Fantasy VII, где бои происходят каждые полминуты и являются совершенно стандартным обменом магией и ударами. В FFT совсем другое дело: каждое сражение проходит на собственном уникальном рельефе, в нем участвуют зачастую значительно большее число войск с вражеской стороны, чем это бывало в Final Fantasy VII, а уж о просторе для тактических маневров и говорить нечего, то, что в FFVII ограничивалось лишь двумя позициями каждого героя на поле боя, в FFT развилось в полную свободу передвижения по весьма большой карте. Так как теперь героев в вашем распоряжении имеется значительное количество, то и стандартные ролевушные опции бесконечного поливания противника магией отходят как бы на второй план. В FFT вам необходимо прежде всего правильно построить свое войско, разумно распоряжаться им во время сражения, выбирать различные оборонительные и наступательные тактики, - одним словом, играть уже не в RPG, а фактически в полнокровную стратегию. Этот элемент игрового процесса и является определяющим в FFT, так как удельный вес боев в игре значительно возрос, а сюжетная линия теперь во многом определяется вашими успехами или неуспехами на поле боя. Собственно же в бою введено несколько очень занятных моментов, способных в корне изменить тактику сражений. К примеру, теперь можно не просто пытаться наносить ущерб противнику или какой-то его части (в случае с некоторыми боссами), а пытаться уничтожить его оружие или броню, таким образом сделав его совершенно беспомощным. Сложность игры постоянно поддерживается на очень высоком уровне, и даже вкупе с долгим временем «адаптации» игрока к интерфейсу, системе магии и прочим аспектам игрового процесса FFT может показаться чересчур сложной и совершенно непонятной. Естественно, японские фанаты RPG просто обожают сложные игры, но вот с такой же уверенностью сказать то же об их американских и европейских коллегах сложно. Тем не менее, для настоящего стратегомана в FFT имеются все самые любимые аспекты, и их больше чем в какой-либо другой стратегии. Графически Tactics выдержана на крайне высоком уровне. Изменение визуального облика не должно вас пугать, просто теперь все наоборот, совсем не так, как в FFVII. и герои являются нарисованными плоскими фигурками, а собственно же ландшафты - великолепно проработанными полигональными моделями. Красоты FFT передать словами невозможно, и пусть даже графику нельзя назвать революционной, она является лучше всего способно передать неповторимую атмосферу игры - как раз ту атмосферу, которая и заставляет все игры от Square быть такими приятными и по-домашнему приветливыми для любого игрока. Эта игра является еще одной вехой истории PlayStation, быть может, для Square еще более значительной, чем успех Final Fantasy VII, и для всех нас тоже. Рекомендуется всем без исключения.