«Впервые танк был применен в 1916 году английскими войсками в ходе Первой Мировой войны» -гласит Большая Советская Энциклопедия. Совершенствуясь, танк прошел практически 100 лет вместе с человеком, развиваясь в военных конфликтах, и пока не собирается отправляться на пенсию. Мощь этой могучей «бронированной боевой машины» внушает уважение и суеверный ужас. Так что популярность танковых симуляторов вполне объяснима и логична. Хочется почувствовать себя властелином далекого потомка боевых слонов древности. Steel Reign, игра, вышедшая не так давно, наглядно отражает потребности немалой части современного играющего поколения- здесь есть динамичность, множество того, что можно взорвать, достаточное количество экипированных разрушительными орудиями танков и сражения, сражения от заката до рассвета и от рассвета до заката. Давно ведь известно, что покой нам только снится! Предлагаемое SCEE (Porsche Challenge, Rapid Racer, Total NBA) быстрое и агрессивное «Царство стали» в какой-то степени противопоставлено массе других симуляторов танков, медленных и с невероятно сложным управлением. SR дает полный контроль над предоставленными игроку боевыми машинами- от «классических» танков до неких футуристических железных коней. Этой игре характерна в какой-то степени аркадная* быстрота происходящего, снижающая эпическое чувство, которое должно возникать у человека, восседающего внутри разъяренного стального чудища. Steel Reign радует разнообразием арен, где происходят слабо обоснованные побоища. Авторы постарались максимально индивидуализировать территории, предавая повышенное значение ландшафтам местностей. К несчастью, для многих игр подобного рода характерна достаточно плоская поверхность уровня, утыканная различными объектами, трехмерными и не очень. В SR все иначе - холмы, канавы, здания, горы, впадины, долины и ямы предают боям оригинальную окраску: никогда неизвестно, не прячется ли за ближайшей рощей вражеский танк. Здесь есть и город с присущими этим местам постройками, и каньоны, в которых можно долго плутать, опасаясь очередной ракеты, появившейся из-за какого-нибудь камня. Приятно обмануть противника, заехав к нему со спины, переждав за холмом, или атаковать сверху, с края какой-нибудь скалы. Таким образом, в симулятор добавляется элемент стратегии. Количество противников не оставляет времени на размышления. Враги лезут со всех сторон, даже сверху пикируют А-10, знаменитые убийцы танков. Остается один выход- полная подвижность башни. Можно гнать, поднимая клубы пыли в сторону Страны восходящего солнца, а стрелять в направлении заснеженных просторов Сибири. Разумеется, такие «фишки» требуют определенного навыка, который, впрочем, должен быстро выработаться в процессе ожесточенных поединков. Очень радует тот факт, что угол наклона пушки практически не ограничен: когда надо, она поднимается круто вверх, что позволяет наблюдать красиво падающие обгорелые крылышки А-10. Туда им и дорога... Когда вы в совершенстве овладеваете тайнами избранного вами танка, то битвы становятся еще более быстрыми, опасными и остродинамичными. Само собой, для милитаризованных конфликтов необходимо присутствие кучи достойного оружия. В этом отношении танки из Steel Reign далеко ушли от своих реальных прототипов. В реальной жизни основным вооружением танка является пушка и вспомогательные пулеметы. Но SR без лазеров, ракетных установок, артиллерийских минометов и т.п. обойтись никак не может. Как и следует ожидать, это отражается на игровом процессе лишь с лучшей стороны. Противников можно отправлять к праотцам разнообразно и красиво. Все вышесказанное приводит к риторическому вопросу: «Графика, графика то какая? Опять нас накололи, обломали, завешали лапшой?». Ответ в своем роде тоже, к счастью, риторический: «Да нет! С графикой у нас почти все в порядке.» Хорошо, что качественное графическое исполнение становится стандартом для Playstation. V Steel Reign на месте все, что нынче требуется от танковых симуляторов - взрывы, сопровожденные устрашающим скрежетом металла, груды покореженной стали, остающиеся на месте бывших супостатов, разносящиеся в щепки деревья и фонари, детализированные уровни. Конечно, ничего нового нам не сказали или, вернее сказать, не показали, просто продемонстрировали графику, стандартную для платформы. Можно было бы сделать кое-что и поглаже, но в общем все достойно. Управление игры тоже не удручает. Танк идет гладко, адекватно реагируя на ваши желания. Через некоторое время оно становится в большой степени интуитивным. Одной из самых классных особенностей в SR является возможность игры вдвоем на одном экране. Очень, надо сказать, помогает скоротать долгие зимние вечера! В таких «дружеских» поединках ключевым фактором является выработка индивидуальной стратегии. Тот, кто научится грамотней использовать рельеф местности, устраивать засады, прятаться в ложбинках и за домами, кто умеет занимать оборонительную позицию не хуже, чем яростно атаковать, наверняка победит в схватке с человеком, усевшимся за геймпад и бездумно гоняющим в клубах пыли. Можно сделать вывод, что Steel Reign является скорее аркадным симулятором, чем симулятором танковым. Слишком уж многое нереалистично. Но от этого и от мелких недочетов игра не становится менее увлекательной. Ну и хорошо!