В игровом мире довольно часто случается, что какой-нибудь разработчик игр, чаше всего известный и уважаемый, со временем выпускает нечто вроде «собрания сочинений» — коллекцию своих самых популярных игр. На PS, конечно, тоже существуют такие сборники, например от Atari, от Konami. Знаменитейшая Сарсоm также выпускает свою серию Сарсот Classics, где представляет свои старые творения. Но для серии игр, которым японский разработчик обязан своим взлетом, была выпушена отдельная коллекция — Street Fighter Collection. Действительно, Street Fighter — самый знаменитый продукт компании, и что было бы, если бы в далеком 1991 году не появился великий Street Fighter 2. ознаменовавший появление нового жанра — поединков. Capcom выпускал и до сих пор выпускает очень хорошие игры, но все равно с SF сравниться ни одна из них не может. SF Collection предоставляет возможность всем любителям хороших поединков сыграть в три игры из знаменитой серии: Super SF 2: The New Challengers, Super SF 2 Turbo: The Ultimate Championship и Street Fighter Alpha 2 Dash. Разместились эти игры на двух дисках: первый полностью посвящен двум стареньким Super SF 2, второй — прошлогодней SF Alpha 2 Dash (правда, дополненной). Все они заслуживают внимания, о каждой из них стоит рассказать в отдельности. Что сейчас и будет сделано. Super SF 2 впервые появился в 1994 году, но нельзя сказать, что сейчас, когда на дворе девяносто восьмой, она никакого интереса представлять не будет. Графика, безусловно, устарела, хочется больше анимации, но игровой процесс что отличает ВСЕ SF, — на очень высоком уровне. По сравнению с SF-2 (ее-то все должны знать), игра не претерпела каких-то кардинальных изменений, можно даже сказать, что улучшилась только графика. Ну, понятно, появились новые приемы, новые бойцы: симпатичная девушка Cammy из английской разведки, мексиканский индеец Thunder Hawk, мастер боевых искусств из Гонконга, напоминающий Брюса Ли, по имени Fei-Long, ди-джей с Ямайки, которого так и зовут — Dee Jay. Что Dee Jay делал среди уличных бойцов — понятно с трудом. Вроде же музыку хорошую хотел писать, стать знаменитым (если пройти им игру, то цепи своей он добьется), и тут драться полез. Зато хоть какие-то нововведения принес собой вышедший немного позже Super SF 2 Turbo (другое название Super SF 2 X: Grand Master Challenge). Причем, главное нововведение этой игры сохранилось до наших дней и присутствует во всех поздних SF включая даже аркадный SF 3: New Generation. Самые просвещенные игроки уже, наверное, догадались, что речь идет о линейке суперудара. Как водится, эта игра была обогащена новыми спецударами, а также Super Combo, находящимся в прямой связи с суперлинейкой Главный босс на этот раз — Akuma, могучий демон, позже перенесенный и в SF Alpha. Если знать один секретик, то его можно даже и выбрать. Первый диск, несмотря на то, что собраны на нем игры не первой свежести, весьма интересен, и от него вы получите удовольствие. А если вы фанат SF со стажем, то сможете, что называется, тряхнуть стариной. Но наибольший интерес все-таки представляет не особо-то и старая (1996 год) SF Alpha 2 Dash. Большую часть времени игроки проведут именно за ней, так что ее можно даже разобрать по деталям. Самое прекрасное — это то, что Сарсот не поленилась, и для людей, покупающих SF Collection, приготовлена специальная, усовершенствованная версия второй Alpha, получившая знак апострофа (Dash) в название. То же самое, помнится, было во время выхода SF 2 на Megadrive, когда игра была дополнена и получила опять же этот самый Dash. Усовершенствование заключается в появлении нового режима игры и нового (а точнее, старого, потому что это Cammy) скрытого персонажа. С режимов игры лучше и начать рассказ о ней. И сразу небольшой совет. Только начав игру, лезьте в Options и меняйте управление. Самые сильные удары — Hard Punch и Hard Kick вынесены на шифты, тогда как практически не используемые Light Punch и Light Kick находятся на передней панели, а это страшно неудобно. Вообще, если честно говорить, то на соньковском геймпаде играть в SF и без этого отвратительно. Понимаете, крестовина, обычная для геймпада, тут заменена на четыре кнопки, а подавляющее большинство ударов в SF делается с прокрутом этой самой крестовины. В итоге сделать спецудар довольно сложно. Даже на клавиатуре, казалось бы, для драк не предназначенной, играть получается лучше. Но, конечно, если наловчиться... В Options также можно установить уровень сложности, степень повреждения, продолжительность раунда и их количество, ну, и так далее, как обычно. Зайдя в Backup, все это (и hi-score рейтинги) вы сможете сохранить на карточке памяти. В игре остались привычные режимы Arcade Mode, Vs Mode и Survival Mode, где с одной линейкой жизней надо пробиться как можно дальше. К сожалению, нет Training — тренировочного режима. Зато появился новый режим — Akuma Mode. В нем вам предстоит сразиться на всех back-groundax с одним единственным Akuma, но, правда, достаточно неплохо усиленным, так что победить его непросто. Не игравших же в Alpha вообще надо бы познакомить и с основными принципами ведения боя, различными примочками, появившимися еще в Alpha 1. Перед началом боя вам предлагается выбрать, как вы будетe сражаться: в ручном режиме (Manual) или в автоматическом (Auto). В ручном режиме все суперудары, все блоки и все, все, все вам придется делать самому. А вот в автоматическом, управление блоками будет осуществляться компьютером (но, правда, количество таких блоков ограничено), суперудары (выполняемые при заполнении линейки) можно выполнить нажатием всего лишь двух кнопок: удара рукой и удара ногой одинаковой силы. Для большей сбалансированности, для уравнивания шансов людей, играющих в Manual и Auto, у автоматического режима существуют свои недостатки. Суперлинейка не заполняется выше первого уровня, да и для заполнения хотя бы до него уходит достаточно большое количество времени. За это время противник спокойно может набрать уже второй уровень. К тому же, супер, сделанный в Auto, можно блокировать в воздухе. Наверняка всем без исключения понравятся Custom Combo, которых ранее не было в Alpha 1. Для того чтобы его сделать, необходимо иметь один уровень у линейки суперудара, а затем просто нажать Hard Punch+Hard Kick. После этого за некоторый отрезок времени вам предстоит нажать любой удар, который ваш боец будет постоянно повторять, нажав другой удар, боец начнет повторять и его, и все это со страшной скоростью. Получается комбо. Иногда даже можно навешать с добрый десяток ударов, прежде чем истечет время, отпущенное на него. Правда, если хорошо постараться, можно это комбо блокировать. А сидя в блоке, можно сделать Alpha Counter. Для этого надо, блокируя атаку, нажать назад, вниз-назад вниз и какой-нибудь удар. Враг пожалеет о том, что поперся вас избивать. Но, опять же. Alpha Counter требует уровень вашей линеечки. У каждого персонажа таких Counter'ов две штуки. Как ни грустно признавать, но это очень похоже на Combo Breaker из Killer Instinct (который SF, правда, и в подметки не годится). Что ж, такой вот сборник. И он вам понравится. Оценить его можно только как сборник, потому как если давать оценки играм по отдельности, получится черт знает что. SF Alpha 2 — лучший двухмерный поединок для PS. Можете поверить. Super SF 2 и Super SF 2 Turbo — великолепные драки, но для своего времени. На данный момент они отстали по качеству графики, но не по качеству игрового процесса. Хотя игры и поднадоели. Сборник SF Collection можно было сделать лучше, чего-то в нем все же не хватает. Одну из Super SF 2 можно было спокойно заменить на что-нибудь другое (пусть даже на SF 2). Но в целом коллекция, безусловно, удалась. Очень недурственная вещица. Купить стоит.