Страна: США
Год: 2006
Режиссер: Зак Снайдер
Сценарий: Зак Снайдер, Фрэнк Миллер
В ролях: Джерард Батлер, Лина Хэди, Доминик Уэст, Дэвид Венэм, Винсент Риган, Майкл Фассбендер, Том Уисдом, Эндрю Пливин, Эндрю Тьернан, Родриго Санторо и др.
Бюджет: $60 млн.
Продолжительность: 117 мин.
Премьера в России: 22 марта 2007
Рецензия:
480 год до н.э. На греческие полисы надвигается многотысячная армия персидского царя Ксеркса. Свободолюбивые спартанцы решают дать бой врагу. Царь Леонид собирает 300 лучших воинов и отправляется в фермопильское ущелье, где численное преимущество персов не может повлиять на исход битвы. Пока мужчины отдают жизни за Спарту, жена Леонида – прекрасная Горго – пытается убедить Совет полиса отправить отряду подмогу…
Отсылки к историческим событиям в «Спартанцах» – дело вторичное. Для Снайдера, как и для автора комиксов Фрэнка Миллера, преданья старины глубокой не более чем отправная точка, источник вдохновения. Переосмыслением тут тоже, впрочем, не пахнет. Создателям «300» на историю Древней Греции, в сущности, плевать, главное – передать настроение, атмосферу, визуальную эстетику бумажных разрисованных книжиц всё того же Миллера. И в реализации этой задачи режиссёр демонстрирует редкое умение и мастерство. Снайдер в буквальном смысле оживляет графический роман-комикс, добиваясь стопроцентной аутентичности с оригиналом. Многие кадры – самостоятельные полотна, хоть на стенку вешай. Всё очень красиво, эффектно, впечатляюще и брутально. А что же со смыслом?
Со смыслом в «Спартанцах» большие проблемы. Его там попросту нет. Резонно заметить – а была ли в этом необходимость? Нужны ли экранизации комикса, изначально рассчитанной на молодёжную аудиторию, нравоучительные нотки и разного рода nota bene? От ответа на этот вопрос зависит восприятие картины в целом. Любители спецэффектов и эстетизации насилия будут довольны. Кудесники цифровых технологий потрудились на славу. Остальным можно просто пересмотреть трейлер к фильму. Потеря «качества», в данном случае, будет равна нулю.
Зелёный экран вместо декораций – ход рискованный, но очень красивый. При желании можно было бы затянуть песнь о кинематографе ХХI века и т.д. На поверку всё оказалось куда проще: законы драматургии неизменны, логика и стройность сюжетосложения важнее яркой, кричащей «обёртки». Впрочем, Снайдер не прогадал. Он снял фильм для зрителей-визуалов, привыкших отключать голову после покупки заветного билета. Они ответили режиссёру цифрами box-offic’a. Прекрасное единство. Если так пойдёт и дальше, в зрительный зал с собой можно будет брать только глаза…