Признаться честно, я не люблю "Томб Райдеров". По многим причинам. Но первая из них - сама Лара. Но вот что интересно, релиза Tomb Raider: The Prophecy для GBA я ждал с каким-то нездоровым восторгом. Не знаю, почему. Наверное, просто хотелось посмотреть на это чудо. И вот теперь я на это чудо посмотрел. Предлагаю посмотреть и вам. А может быть... посмотрим вместе?
Итак, знакомьтесь: это Лара Крофт, своей профессией она выбрала одну из самых нелегких - она археолог. Но не какой-нибудь там обыкновенный археолог, нет! Она - расхитительница гробниц. Может быть, звучит грубовато, но, как ни верти, так оно и есть: не заморачиваясь подолгу разными научными изысканиями, она смело берет в дорогу пару магнумов, пару "узи", пару шотганов... (ладно-ладно, ОДИН шотган), впрыгивает в любимые шорты и отправляется в какие-нибудь Богом забытые развалины, дабы вдоволь отвести истосковавшуюся по адреналину душу. "А артефакты?" - спросите вы. "А что артефакты? - отвечу я - Неужели вы всерьез верите, что они ей хоть зачем-нибудь нужны? Бросьте! Ведь это, небось, всего лишь какие-нибудь окаменевшие куски горшков..."
Теперь вы знакомы с Ларисой, и настал черед представлять уже вас. Знакомься, Лара, этот человек целыми днями играет в компьютерные игры. Он приходит домой из детского сада и играет посредством "Денди" в "Индиану Джонса", потом слегка вырастает и поигрывает на "Супер Нинтенде" в... правильно, "Индиану Джонса" (впрочем, на "Сеге-Меге" он поигрывает в "Питфолл"). Ты думаешь, Лара, поступив в институт, он успокаивается и направляет весь свой энтузиазм на учебу, выпивку и девочек? Как бы не так, Лара! Учеба, выпивка и девушки ничуть не мешают ему ночами напролет играться в "Сони Плейстейшн" и "компьютер". А знаешь ли ты, Лара, во что он играет этой ночью? В тебя, моя дорогая. В тебя. И ты думаешь, что он успевает выспаться по дороге на работу в автобусе? Как бы не так - он купил "Гейм Бой". А потом он купил "Продвинутый Гейм Бой". И там-таки тоже есть ты! Лара, это любовь. Это любовь, Лара, поверь моему чуткому сердцу. Прошу тебя, возьми ты этого парня с собой в путешествие - вдвоем вам будет не так скучно.
Итак, вдвоем с моей хорошей подругой Ларисой вы отправляетесь... да куда вас только не занесет! Больше всего мне нравится Камбоджа. Там, говорят, много диких обезьян... Так или иначе, жмем заветную кнопку "start" и, сделав вид, что прочитали текст сторилайна, начинаем игру. Холодно. Волки. Горы. Настроение уловили? А раз так, то - бегом греться в пещеру! Теперь, когда гораздо теплее и есть время проанализировать ситуацию, давайте оглядимся. Да, игра больше не трехмерная. Она, правда, и не совсем двумерная, как на восьмибитном Game Boy Color, но... Вам о чем-нибудь говорит термин "двухсполовиноймерная" (2,5D)? Это значит, что камера висит сверху-сбоку, а Лара (ну и вы вместе с ней) может бегать во все стороны, прыгать, висеть на уступах, карабкаться по лестницам, стрелять и даже нажимать всевозможные рычаги и кнопки. То есть, сохранен практически весь набор Ларисиных телодвижений, даже сальто-мортале с одновременной стрельбой из двух стволов.
Графика вызывает несколько противоречивые чувства. Отлично прорисованные интерьеры, великолепные эффекты пламени, прекрасные тени (когда вы стоите в тени, яркость заметно понижается, странно только то, что затеняется и пламя выстрелов тоже) и эффекты отражения, использованные также в Mortal Kombat: Deadly Alliance. Казалось бы, вот оно, счастье! Но большинство врагов нарисованы с ощутимой прохладцей, к тому же им явно не хватает анимации, да и сама Лара, несмотря на свою колышащуюся на бегу косичку, помимо того, что владеет довольно скромным арсеналом оружия ("Золотые пистолеты"? С каких это пор Лариса косит под Джеймса Бонда?!), несколько аляповато смотрится в варианте "стоит девушка к нам передом али задом". Зато весьма радует, что нет акцента на разного рода "эротизмы", доставшие многих геймеров уже до самых печенок.
К слову сказать, только при виде сверху стало очевидно, насколько же дурацкая архитектура в подобных играх. Впрочем, играть это нисколько не мешает, более того - игровой процесс очень увлекателен и вполне способен заставить вас не раз и не два проехать мимо своей остановки. Каждый уровень разбит в среднем на три-четыре этапа, по завершению каждого из которых вы отмечаетесь на Checkpoint'е. Нажав "Start" или банально погибнув (прости меня, Лара!), вы увидите четырехсимвольный пароль, закрепленный за текущим этапом (список всех паролей вы найдете в конце статьи). Уровни очень длинны и запутанны, так что без функции "мгновенного" сэйва, свойственной в данном случае только эмуляторам, проходить игру вы будете достаточно долго.
Похоже, все главное уже сказано, осталось добавить лишь несколько штрихов. Итак, начнем с музыки. Как и в оригинальном Tomb Raider здесь ее почти нет, а звук маловыразителен (уж выстрелы могли бы озвучить и получше). Вообще, звуковой ряд не относится к достоинствам Tomb Raider: The Prophecy, наверное, чтобы не мешать спать соседям по электричке. Еще отнюдь не радует невозможность пройти игру "на одном касании" - ранения неизбежны, падения на шипы и в пропасти - тоже, благо количество кредитов не ограничено, а аптечки ваяляются буквально на каждом углу. Другое дело, что задачу "как же, черт побери, забраться в этот угол?!" решить зачастую не так уж просто.
Итого: красивая, увлекательная, весьма подходящая именно для GBA игра. Фанатам Лары - брать обязательно; главное, не ждать разнообразия 32-битных версий и помнить о существенных технических ограничениях hand-held-консоли. Остальным - очень рекомендую: на несколько дней напряжённых лекций - самое оно =)