Tommi Конец лета 1998 года нам запомнится как сезон раллийных гонок. Раньше их было очень мало, и выходили они довольно редко. Но в этом году вышли сразу две: Colin McRae Rally и Tommi Makinen Rally. Конечно, им суждено стать соперниками. Про Colin McRae Rally мы уже говорили, поэтому сейчас следует уделить внимание сопернику. Почему Tommi Makinen? По той же самой причине, что и Colin McRae. Просто эти личности участвовали в разработке игры, давали ценные рекомендации, и является фаворитоми настоящих ралли. Следующий вопрос напрашивается сам по себе: что лучше? В обычных ситуациях на него ответить очень трудно, но в этом случае можно ответить с полной уверенностью, что Colin McRae Rally лучше. Конечно, это не значит, что Tommi Makinen Rally проигрывает во всем, но об этом по порядку. Самое первое, что делают с игрой — вставляют диск в приставку. Эта процедура одинакова для всех игр, поэтому ее пропускаем. Далее следует загрузка и введение (обычно видеоролик). Это тоже не столь значительно. Наконец, разобравшись в меню, мы приступаем к самой игре. Игра может проводиться в различных режимах. Tommi Makinen Rally предоставляет в ваше распоряжение целых пять видов игры: Arcade, Championship, Time trial, Tommi Makinen Challenge и Two Player. Arcade — режим игрового автомата, то есть вы выбираете себе трассу, количество кругов и степень сложности, после прохождения вы возвращаетесь в главное меню. Режим Championship предоставляет вам возможность поучаствовать во всемирном чемпионате. Time trial — это просто заезд на время. Tommi Makinen Challenge означает, что вы будете соревноваться только с одной машиной, которой, якобы, управляет Tommi Makinen. Two Player говорит сам за себя, мы лишь добавим, что разделение экрана можно менять (горизонтальное или вертикальное). Что ж, мы выбрали режим, трассу, сложность, пора и в путь. Под простую и приятную музыку происходит загрузка, и, наконец-то, мы на трассе. Первый взгляд на саму игру не впечатляет. Низкое разрешение, далеко не совершенные трехмерные модели машин, странные текстуры с невысокой детализацией. Тут же обнаруживается, что можно менять вид на трассу. Их всего три: из машины, над машиной, высоко над машиной. По краям и сзади стоят ваши противники. Их всего четверо. Вот идет последний отсчет, и вы трогаетесь в путь. Если вы счастливый обладатель Dual Shock'a, то оцените тряску, которая происходит во время старта. Ну, а если в вашем распоряжении обычный геймпад, то вы сможете только созерцать облака пыли, которые рвутся из под колес. Кстати, качество подобного эффекта оставляет желать лучшего. Выглядит это как-то смазано, больше похоже на дым. Итак, мы уже в пути. Если у вас есть определенная практика участия в гонках, то вы без труда обгоните своих соперников уже на старте. Но это лишь обманчивая легкость. На самом деле соперники не так слабы, как можно было бы подумать. Но о себе они дадут знать чуть позже. Следующее, что вы заметите — это то, что управлять машиной не так просто. Ее постоянно заносит на поворотах, она подпрыгивает на кочках, трясется. Опять же, если у вас есть аналоговый контроллер, то для вас управление машиной станет приятным занятием. Вы обнаружите, что управление довольно плавное и очень реалистичное. Хотя если сравнивать с Colin McRae Rally, то становится непонятно, где она, реальность. Конечно, это понятие очень условно, настоящее управление машиной куда сложнее. а то, что мы видим в играх, это сильно упрошено и ориентировано на игрока. В Colin McRae Rally управление довольно резкое и чрезмерно чуткое. Привыкнуть к нему непросто, а в Tommi Makinen Rally оно куда более приятное. Во время движения качество графики не падает. Может быть, это происходит в ущерб качеству. Ведь низкое разрешение и незатейливость текстур способствуют именно этому. Но зачем гнаться за большим количеством кадров в секунду? Трассы в игре выглядят убого. Свобода действий практически нулевая. За пределы трассы выехать невозможно. По краям дорога либо обнесена бордюром или просто каменными стенками. Хотя встречается и отсутствие всего вышеперечисленного. В этом случае машина просто упирается в пустоту. Пейзаж за дорогой просто отсутствует. Вместо него растут плоские деревья. Надо сказать, что в Colin McRae Rally деревья тоже далеко не трехмерные, но между ними можно было ездить. Почти всегда при столкновении с преградами полигоны наезжают друг на друга. С этим можно еще смириться, но когда это происходит в тоннеле, то кажется, что игра вот-вот «повиснет». Стенки тоннеля перемещаются в центр экрана, и с одной стороны видна дорога и большая часть зашей машины, а в другой части — пустота и оставшиеся полигоны, которые висят в этой пустоте. Но, с другой стороны, езда в тоннеле, пожалуй, самая красивая часть игры. Почему-то текстуры камня прорисованы достаточно хорошо, и во время езды фары автомобиля выхватывают из подземного мрака стены. Это все происходит с учетом теней и ослабления света. Во всех гонках существует один недостаток: слишком поздно выстраивается задний план. Но фирмы-разработчики с этим борются, как только могут. Упрощают, уменьшают детализацию, прячут в туман. Но Europress, похоже, на это просто наплевала. Что немного раздражает и отвлекает от игрового процесса. Главная гордость Tommi Makinen Rally — это обилие трасс и возможность создавать свои. Трасс в игре целых 130. Этого количества, по идее, должно хватить на несколько лет. Но, увы, все они подозрительно похожи друг на друга, и их разнообразие сводится к местам их расположения. Разница замечается, когда вы из Европы переноситесь в Австралию или США. И то она довольно условна. Встроенный редактор трасс сможет некоторое время вас позабавить. Там можно использовать все те ресурсы, которыми располагает игра. Вы выбираете местность, погодные условия, и из заранее приготовленных кусочков составляете собственную трассу. Ее размер, конечно же, ограничен памятью приставки. При желании ее можно сохранить и использовать в дальнейшем. Но, поверьте, это очень быстро надоедает. Плюсом игры можно считать AI. Он достаточно сложен и интересен. В зависимости от сложности он способен меняться. Если на сложности easy машины могут не справляться с управлением, переворачиваться, сталкиваться, то на hard об этом не может быть и речи. Вождение ваших соперников довольно не стандартное. За гонку вы сможете сто раз отстать и сто раз обогнать. Это придает особый накал страстей во время соревнований. Еще один плюс можно отдать реализации физики. Непонятно почему, но все явления кажутся реальными. При столкновении машины разлетаются в разные стороны, на поворотах их заносит, при этом большое значение имеет дорожное покрытие. Жалко, что машины не мнутся, как это было в Colin McRae Rally. Разница в различных видах автомобилей очевидна не сразу. Сразу бросается в глаза лишь переход от заднеприводных автомобилей к полноприводным. Хотя разница в реальной жизни тоже не столь заметна. Машины одного класса имеют одни и те же ходовые качества. Управление игре достаточно удобно, хотя его можно поменять. Интерфейс тоже обычен, разве что за исключением навигации. Перед каждым участком дороги на экране появляется стрелка, которая подсказывает, каким будет этот участок. Вот такая она, эта игра. V нее очень много различных недостатков, хотя немало и плюсов. Глядя на нее, рождается мысль, что игру просто не доделали. И играть в нее не очень интересно, хотя не лишено смысла.