Моря и океаны издревле привлекали к себе внимание людей, что вполне объяснимо. Тяга к морю и его неизведанным глубинам у некоторых людей в крови, кто-то посвящает им всю свою жизнь.... Кинематографисты также не обошли эту тему вниманием, и мы можем посмотреть кучу фильмов на эту тему: начиная от документальных, таких как «Одиссея команды Кусто», и заканчивая фантазиями на тему типа «Бездна» или «Глубинной звезды 6». С компьютерными и видеоиграми дело обстоит совсем иначе. Если игры типа Pirates! можно найти относительно легко, то продукты, посвященные подводному миру, выходят очень редко. Тем более на PS. Скажу больше: пока можно припомнить только Sub-Culture для PC, Aquanaut's Holiday и не так давно вышедший Critical Depth для PS. B конце прошлого года компания Black Ops выпустила в свет очень неплохую, а главное редкую и по-настоящему оригинальную игру — Treasures of the Deep. Именно оригинальность и необычайная редкость игр панной тематики выделяет ее из массы других 3D приключений. Графика TotD выполнена на высочайшем уровне и использует практически все возможности платформы, на которой она появилась. Подводные приключения действительно порадуют вас великолепно выполненными представителями морской фауны: акулами, дельфинами, различными рыбами, черепахами. Просто посмотрите повнимательнее на акулу- ну прямо как живая! Сама толща воды также выглядит прекрасно — восхитительные световые эффекты, достойные отдельной статьи, делают свое дело. Погружаясь все глубже и глубже, вы замечаете, что вода становится все темнее и темнее, тогда как. пытаясь всплыть, вы видите свет на поверхности, вода меняет свой опенок. Это надо видеть! Затонувшие корабли выглядят, как и все в этой игре, весьма и весьма неплохо. Графика — это, конечно, прекрасно, особенно если она хорошая, но все же в игре это не главное. Возможно, кто-то с этим утверждением не согласится но его правильность доказывают игры, устаревшие графически но не потерявшие ничего в плане игрового процесса, да и не дав но выпущенные продукты noдтверждают это (в Castlevani' Symphony of the Night тоже графика плоская, ну и что?). Тем более, что полно примеров игрушек, графически очень неплохих но по содержанию бедных. Итак, вот об этом-то пресловутом игровом процессе, об интересности и поговорим. В TotD довольно таки большое количество уровней, и один из них тренировочный, где вас обучат премудростям вождения подводного транспорта. Кстати, оно (вождение) совсем несложное и довольно-таки удобное. Кнопкой select вы сможете выбрать наиболее более удобный для вас обзор от первого или от третьего лица. Вообще-то, вид от первого лица гораздо удобнее. Причем удобнее во всем, а вид от третьего лица сделан так. для приличия, хотя сами знаете: «На вкус и цвет...» Для начала игроку будет выбрать одну из нескольких миссии, заключающихся примерно в одном и том же: найти на дне океана затонувший корабль, упавший самолет и прочее, где-то поблизости найти клад (типа древнего меча какого-нибудь), перебить конкурентов и всплыть на поверхность После того, как вас проинструктируют, вы попадаете в некое подобие магазина, где надо будет подготовиться к предстоящему мероприятию: оружие прикупить, снаряжение, со временем (когда большие деньги появятся) можно будет новую подлодку приобрести. Что касается оружия, то арсенал здесь достаточно внушительный, но, по правде говоря, иногда всякие изощренные торпеды просто не нужны, так как изначально у вас имеется в наличии встроенное оружие с бесконечным боезапасом. Хватает вполне. Неплохо бы приобрести сети — обязательно пригодятся, зачем - объясню позже. После закупки всего нужного начинается погружение. Итак, вы под водой. Ваша цель — найти какое-либо сокровище с затонувшего корабля (или с еще чего-нибудь такого потонувшего). Ориентируясь по радару, вы ищете клад, по пути собирая различные древние монеты, сундучки с золотом и так далее. Все это. конечно, только увеличивает ваше благосостояние и позволяет после окончания миссии покупать различное, все более и более «продвинутое» оборудование. Кстати, если уж мы о нем заговорили, то после первого же задания очень рекомендуется приобрести систему наведения оружия. Очень ценная штука. Имеются также и дополнительные пути зарабатывания денег. Можно из сетей освободить дельфина, и кто-то, вероятно, Greenpeace, за это доброе дело вас наградит материально. Или же неплохо поймать асе в эту же сеть акулу (вот, собственно, зачем сети-то и нужны). Могу поспорить, что любителям «презренного металла» ловля акул очень и очень понравится. Иногда вам придется вылезать (или слезать — уж как придется) из вашей субмарины, так как в некоторые труднодоступные места придется добираться вплавь (в смысле в костюме аквалангиста), для того, чтобы такую операцию провернуть, надо будет зажать четыре шифта это так, к сведению, не сразу ведь догадаешься). Кстати, около такого рода мест можно повстречать несуществующих в реальном мире существ (что-то типa боссов), убиваемых, как обычно, с большим трудом, нежели ели обыкновенные, но многочисленные и надоедливые враги, коими будут для вас являться акулы, медузы, аквалангисты, батискафы конкурентов. А если уж мы заговорили о батискафах противника, то нелишне будет упомянуть о том, что их устранение вам на руку не только потому, что они перестанут вам мешать и перейдут в мир иной, но и по еще одной немаловажной причине. После их безвременной кончины из субмарины выпадает весь ее груз, представляющий собой присвоенное ими золотишко. А этим вы наверняка догадаетесь воспользоваться, и бренчащие монеты плавно перетекут в ваш гостеприимно распахнутый карман. Хотя, поверьте, с точки зрения морали это выглядит весьма и весьма. Ну да ладно, это мы обсуждать не будем. Как и у любой игры, у TotD есть и свои недостатки. Игра сделана явно на любителя, и этим все сказано. Нельзя сказать, что игра создает какую-то особую неповторимую атмосферу, и людям, которых морская тема ну не волнует совсем, которые не понимают, что такое романтика моря и в чем состоит прелесть нахождения морских кладов (кроме материальной выгоды), TotD совсем не понравится. Хорошо, это можно отнести и к массе игр некоторых жанров, но есть и еще один момент. Большинству людей играющих данное творение может показаться просто смертельно скучным. Есть люди, которым эта игра сильно нравится, но это дело вкуса, так как все же многих она вгоняет в тоску и после нее хочется поиграть во что-нибудь другое. Но все же если взяться сравнивать TotD с существующими играми той же, морской, тематики, то, безусловно, она по всем статьям выигрывает. Возьмем ту же Critical Depth. С какой стороны не подойди — во всем она уступает. И графика в TotD на более высоком уровне, что вполне понятно, учитывая ее световые эффекты, анимацию представителей морской фауны и прочее. И игровой процесс явно лучше. Одиночная игра, например, в Critical Depth практически никакого интереса не представляет. Если же говорить объективно, то TotD — именно та игра, которая действительно заслуживает уважения. И в первую очередь в силу своей оригинальности, а не прекрасной графики. Если вам нравятся динамичные игры с кучей стрельбы и беготни, то TotD покажется слишком медленной. Если же вы человек, во сне видящий морскую гладь, таинственные глубины океанов и только чего-нибудь «морского» и ожидающий — то вперед, это безусловно для вас! В общем, как уже не раз упоминалось, зависит все от конкретного человека, его игровых пристрастий — может понравиться, а может и не понравиться. Одного отрицать нельзя: игра хорошая.