Последнее время в компьютерной индустрии явственно выделяется новый самостоятельный и слабо связанный с другими жанр. Коротко его можно охарактеризовать как жанр «музыкальны» игр». Помимо своей неагрессивной направленности одной из его отличительных черт является внутренняя независимость. Легче всего это пояснить на примере. Когда произносится слово «файтинг», то сразу в сознании всплывает образ некого пространства, на котором происходит сражение между персонажами. При слове «симулятор» представляется движущийся объект, которым так или иначе управляет игрок. При названии «платформенная бродилка» в воображений всплывают коридоры, элементарные и не очень паззлы, монстры и т.д.. И самое интересное, что все эти «представления» в той или иной степени адекватны реальности. А вот при слове «музыкальная игра» ничего конкретного и определенного не представляется. Может вообразиться нечто а-ля классический и теперь уже совсем древний Рагарра the Rapper, или же коммерческо-сладенький Spice World, а может быть, нудная атмосферная амбиентность Fluid, или совершенно ужасная бредовость Baby Universe. Это свидетельствует о том, что этот жанр еще не обременен стереотипным построением игрового процесса и позволяет разработчикам действительно свободно творить. Однако у всех вышеперечисленных игр имелся один серьезный недостаток: у них сильно страдало то, что по-английски называется «gameplay», и примерно переводится на русский как «игровой процесс». Иногда он вообще отсутствовал, как во Fluid или же в Baby Universe (страшно даже вспомнить этот опус). Самым «адекватным» с этой точки зрения проектом стал нижеописанный Bust A Groove. Итак, что же собой представляет этот Bust A Groove? Суть игры осталась практически такой же как и в Рагарра the Rapper. Вам предлагают поучаствовать в танцевальном состязании, содержание которого описывается фразой «Перетанцуй их всех!». В игровой заставке наглядно демонстрируются доступные способы игры: это одиночный танцевальный «заход», практика режим игры против другого игрока или против компьютера. Попав в меню, вы выбираете героя (или героиню) из 10 доступных (плюс к этому имеются еще 4 секретных персонажа) по вкусу, определяете трэк, под который будет проходить состязание, его темп, и, собственно говоря, начинаете игру. Вы с противником находитесь на арене, где проходит ваше состязание. Непосредственное вступление в игровой процесс чрезвычайно напоминает начало какого-нибудь файтинга: такие же обороты камеры, тот же самый обзор арены и те же участники «боя», разве что не стоящие друг напротив друга с самыми агрессивными выражениями суровых лиц. Врубается музыка и поединок начинается. Ваша задача — лучше оппонента продемонстрировать ваши двигательно-ритмические способности. Для этого вы должны повторить некую комбинацию кнопок, которая высвечивается на экране, причем сделать это так, чтобы нажатие последней в сочетании кнопки совпало с ритмом песни, под которую вы танцуете. Для этого требуется определенный навык, который вырабатывается в первые двадцать минут. В результате вышеописанных действий ваш герой выписывает некое танцевальное па. Сложность комбинаций постепенно возрастает, как возрастает красочность и сложность совершаемых движений. То есть если все начинается с простого ритмичного хлопанья в ладоши, то постепенно это переходит в головокружительные прыжки, резкие повороты, самые неожиданные авангардные телодвижения, неожиданно сочетающиеся с классическими па. Эффектные комбинации сопровождаются не менее эффектными видовыми поворотами камеры. Ваш противник занят тем же самым, что и вы. От количества удачно проведенных движений увеличивается полоска внизу экрана, подобная той, что обычно имеется в файтингах и изображает «количество оставшейся жизни». Если вам не удается провести вашу серию, то вы «деградируете», то есть возвращаетесь к более простым заданиям. Примечательной является почти магическая возможность помешать противнику завершить его серию движений, хотя для осуществления сего злодеяния (очень, кстати, полезного в отношении очков) необходим специальный навык: придется поэкспериментировать! Как и в файтингах, такую "Special attack" можно отразить и после провести свою. Кстати говоря, что касается именно этих возможностей, мне они кажутся не очень органично вписанными в игровую атмосферу (такое ощущение, что ее прикручивали в последний момент), хотя порядочно прибавляют увлекательности. Победа присуждается тому танцору, кто танцевал динамичней, красивей, короче говоря, тому, кто снискал большее внимание невидимой публики. Общим советом для достижения победы может стать рекомендация подольше посидеть в Practise и как следует научиться с ходу врубаться в ритмическую основу любой композиции. Именно от умения быстро схватывать ритм зависит ваш успех как в игре с компьютером, так и в особенности в игре с живым персонажем (human VS human является, пожалуй, самым веселым режимом в Bust А Groove). Как уже говорилось выше, в игре имеются 14 персонажей, причем сделаны они действительно очень здорово. Каждый из них настолько индивидуален и во внешности, и в манере танцевать, что поначалу глаза разбегаются: кого из этих симпатяг выбрать? Основными стилями, в которых работают герои, являются самые популярные сейчас музыкальные направления: от техно, хауса и хип-хопа вплоть до стильного диско, европопа и джангла. Хотя поклонникам чего-то более или менее экстремального может показаться, что имеющиеся в распоряжении трэки слишком безобидны. Тем не менее, их много и наверняка все желающие найдут что-то свое. По крайней мере, на качество этих композиций жаловаться не приходится: все они достойны самой крутой дискотеки. Визуально все герои могут быть оценены без всяческой критики: применена технология сглаживания полигонов, отличное освещение и плюс — конечно же! — motion capture для потрясающего реализма и естественности движении. Как раз это поражало еще в Bust A Move, но теперь все стало (это трудно представить) еще безупречней. Арены, на которых происходят состязания, уникальны для каждого персонажа и отлично запоминаются. Чего только стоит дискотека у Hiro с огромным видеоэкраном! Общее графическое исполнение игры поддерживав! веселую и динамичную атмосферу. Одним словом, здесь к разработчикам претензии нет. Однако у игры есть один серьезный недостаток: дело в том, что особой разницы между первым, пятым и, скажем, девятым раундом практически не наблюдается. Меняются только персонажи, музыка и арены, в то время как сложность остается фактически неизменной. Единственным проявлением усложнения является тот факт, что у одних персонажей песни быстрее, чем у других, и, следовательно, реагировать приходится быстрее. А этого явно недостаточно. Ведь, в конце концов, вы пройдете игру, посмотрите всех персонажей (включая секретных), запишете небольшой ролик с любимыми героями, но кайфа от преодоления трудностей вы практически не получите. Так или иначе, Enix удалось совместить в Bust A Groove и увлекательный игровой процесс и музыкальную ориентированность, то есть фактически повторить достижение Bust A Move, разве что на более высоком уровне. Но уже за одно это ее стоит ценить! Конечно, она вряд ли удержит за экраном в течение недель, но по крайней мере несколько пней веселого времяпрепровождения вам гарантированы.