Прошло уже почти 8 лет, когда Populos снизошел на персональные компьютеры то ли как божественный дар, то ли как божественный гнев, — и тогда никто не мог противостоять этому пришествию. Люди впервые встречались с уникальной возможностью «побывать в шкуре» языческого божества, причем не просто мелкого божка, а божества могучего, повелителя стихий и целых миров. Поднимать из морских глубин острова, превращать равнины в горы или даже в пылающие вулканы, выпускать из подземного плена потоки воды, — все это и многое другое стало посильно любому геймеру. Если ваши действия нравились и благоприятствовали жизни обитателей загадочных миров, то они начинали поклоняться вам и вашей силе, придавая вам своим поклонением все больше мощи и власти. Когда ваших почитателей становилось достаточно, то вы объявляли священную войну и под вашим божественным покровительством воины шагали и опустошали деревни народа, поклоняющегося другому божеству. Стерев врагов и их сверхъестественного покровителя в пыль, вы получали силу, и переходили в новый мир, где сталкивались с более сильным противником. Восхитительная идея, прекрасно реализованная, завораживала надолго. Были проданы миллионы легальных копий, а сколько пиратских версий разошлось! Влияние Populos на мир компьютерных игр было огромно. Понятия из этого культового произведения вошли даже в повседневный игровой лексикон — слово «манна», обозначающее источник магической энергии, пошло из Populos. Кроме того, Bullfrog (Syndicate, Dungeon Keeper) создала новый жанр — God Simulator, чье название дословно переводится как «симулятор божества». Жанр этот оказался очень плодотворным, и разработчики сражались за то, чтобы создать самое глубокое и продуманное произведение. Однако, как известно, создать шедевр нелегко, а еще труднее сделать что-то лучшее, чем этот шедевр. Даже Populos II не смог повторить успех первой части. Восемь лет прошло с первого Populos, и стало очевидным, что только те, кто работали над ней, смогут сделать достойное продолжение. И вот, наконец, Bullfrog взялась за Третье Пришествие (Populos: The Third Coming). Как и тогда, Bullfrog представлена командой разработчиков, а издатель — всемирно известной Electronic Arts. Остается только удивляться, как Bullfrog не занялась раньше ТТС, ведь Populos — это серия потенциальных хитов, золотоносная жила. Andrew Wright (team leader) признается, что Bullfrog по справедливости гордится и оригинальностью, и технологической продвинутостью проекта. По его мнению, Р III уникальная игра, а не набор новых уровней. Версии ТТС для PC и для PlayStation появятся одновременно и. как утверждает Pete Blow (associate producer), будут практически полностью идентичны. Лишь некоторые алгоритмы были переработаны для консоли. По его же словам, это станет первой стратегией, в которую можно будет полноценно играть на SPS. Тем большую ценность приобретает Populos III как первый представитель godsim на этой платформе. В чем же разница между современным Populos и Populos восьмилетней давности? Идея игры остается прежней — стать великим и могучим богом. В «Первом Пришествии» бог мог осматривать подвластные ему владения только в изометрической проекции, в так называемые три четверти. Не особенно широкие возможности для божества! Теперь же игрок наконец получил «божественные» возможности: полностью трехмерная территория просматривается со всех сторон. Мир, представленный в виде огромной сферы, можно вращать в пространстве, приближаться к самой поверхности, чтобы разглядеть до мельчайших подробностей жизнь ваших служителей, и удаляться до такой степени, что видна вся сфера, плывущая в пространстве. Надо, видимо, считать, что божеству приятно взглянуть на свою планету именно в таком ракурсе. Проработка территории детальна и очень красива, она — предмет особой гордости разработчиков. Движок Populos III вызывает самые лучшие воспоминания о Magic Carpet 2, Одним из решительных отличий ТТС от предшественников стало то, что теперь вы напрямую контролируете действия ваших подданых. Раньше это происходило косвенным путем — т. е. обеспечением подходящей для постройки деревень территории. A. Wright утверждает, что теперь «контролировать ситуацию значительно легче и проще. Людей можно разделять на группы, назначать различные специализации (к примеру, храбрец, священник, воин, великий воин, строитель и т. д.), воздействие на мир стало более полным, причем во многом благодаря широкому выбору заклинаний». Плюс к этому, можно самому командовать постройкой зданий, но это нужно скорее «для того, чтобы доказать себe, что сам можешь что-то возвести», Необходимо отметить, что поскольку игра протекает в реальном времени, то сравнения с другими real-time стратегиями становятся правомерными. Wright не отрицает некую схожесть, скажем, с Command & Conquer, но сходства эти «чисто косметические». Он приводит такой пример; «Допустим, что в С & С у вас кончилась электроэнергия. Что будет делать ваш Constuction Yard? Сам построит электростанции, не отвлекая от стратегических забот? Нет, он будет скорбно-занудным голосом заявлять, что «power low». А в ТТС ваши люди не так глупы, чтобы умереть от голода, если нечего есть: они просто пойдут и построят то, что им нужно. Если вам не хватает необходимых зданий, а времени заняться постройками нет, то будьте уверены, вы управляете не полными болванами». Кроме того, в Populos огромную роль играет воздействие на окружающую территорию, осуществляемое посредством магии. Причем, как неоднократно повторялось, это воздействие может полностью изменять ландшафты и пейзажи, ведь они не только трехмерны, но и интерактивны. А как можно было менять окружающую среду в том же С&С? Да никак, разве что одинокие деревца пожечь, да землицу воронками изуродовать. Да если бы еще эти воронки на что-нибудь влияли! Так что можно согласиться с Wright в том, что проводить параллели между ТТС и другими популярными стратегиями бесполезно — игровой процесс уникален. Хорошая стратегия без сильного AI существовать не может. И здесь Bullfrog «удалось совместить достоинства всех стратегий, в которые нам довелось поиграть. Наш искусственный интеллект с честью выполнил все задачи, которые мы ему поставили, и поверьте, это было нелегко». Разработчики старались сделать игру против искусственного интеллекта не менее увлекательной, чем игру против живых противников. Ограничиться штампованием мамонтов не удастся, натиском сотни-другой танков врага не взять. Во-первых, далеко не факт, что вам удастся спокойно развернуть конвейерное производство армии, во-вторых, грамотно использованные врагом заклинания могут поменять ход событий в непредсказуемом направлении. Так или иначе, главным испытанием для стараний Bullfrog станут усилия фанатов, когда они возьмутся за Третье Пришествие. Есть все основания полагать, что столь именитая фирма опять преподносит шикарный подарок всему играющему миру и обладателям PlayStation в отдельности.