Да, я действительно слышал шаги. Чья-то тяжелая поступь раздавалась откуда-то слева. Я бесшумно нырнул в тень узкого переулка и, прильнув к бамбуковой стенке дома, прислушался. Так и есть: охранник уже на центральной улице. Я подпрыгнул, неслышно подтянулся и оказался на покатой соломенной крыше. Небогато живут на этих окраинах: с такой крыши даже голу-6ю упасть ничего не стоит, а не то что человеку. Но, к счастью (и к чьему-то горю), я не голубь и уж точно не человек!... А вот, кстати, и он: в сером сумраке показалась фигура в фиолетовом с черными узорами кимоно. Она остановилась прямо напротив моего переулка и теперь озиралась по сторонам. «Вряд ли он что-то подозревает, скорее всего ищет кучу соломы, на которой можно спокойно выспаться», — подумал я и тут же мысленно пожалел беднягу: он так беззаботно зевнул и потянулся. Однако он задерживал мое продвижение, и мне стало не до жалости: планы должны оказаться у хозяина до третьего часа пополуночи. Неслышной тенью я скользнул с крыши вниз и призраком вырос за спиной охранника. Казалось, он что-то почувствовал, а может быть, просто увидел зыбкий силуэт в тусклом свете ночного фонаря. Так или иначе, его лицо исказилось судорогой страха еще до того, как моя катана, сверкнув во тьме серебряной молнией, описала элегантный полукруг вокруг его шеи. Я придержал тело, чтобы оно не слишком грузно падало, и бесшумно исчез во тьме городской ночи, оставив на земле обезглавленный труп». Именно такой может быть небольшая выдержка из монолога главного героя замечательной игры от Activision, имя которой — Tenchu: Stealth Assassins. Как вы, наверное, уже догадались, речь идет об описании похождений персонажей, чьи имена продолжают будоражить умы и по сей день не меньше, чем столетия назад (самое интересное, что их профессия продолжает жить и — увы! — процветать в наши дни, правда, лишившись своего былого эстетства и элегантности, некогда превращавшей ее в искусство. Даже название она приобрела прозаическое — киллер). Итак, невероятная ловкость, нечеловеческая хитрость в сочетании с поразительной дерзостью, редкостная изобретательность и расчетливость, холодная жестокость и сверхъестественная неуловимость, граничащая со способностью растворяться в воздухе, — вот то, что делает ниндзю ниидзей. Само название игры отражает суть занятия героев и суть игрового процесса: Tenchu переводится как убийство. Став ниндзей (а если уж выражаться современным языком, то просто наемным убийцей) при неком господине, вы выполняете все его приказания, всячески заботясь о его процветании, ибо от этого зависит и ваше благополучие. В средневековой феодальной Японии князей и князьков, подобных вашему хозяину, хватало даже с лишком, и по сему борьба между ними была очень интенсивна. В данном случае, выполняя поручения господина, вы постепенно подбираетесь к финальной цели — избавлению дочери хозяина от врагов, подкрепленных демонической поддержкой (реверанс в сторону мистической стороны сюжетной завязки). В целом, игру составляют 10 миссий, проходящих в уникальных детально проработанных ландшафтах. В начале игры вам предлагают выбрать симпатичного вам персонажа, которым может оказаться или воинственная дева по имени Ayame, или могучий воин Rikimaru. Различия их типичны, но отлично проработаны, так что от лого игра не проигрывает. Ловкость, молниеносность, два коротких клинка — вот плюсы девушки, в то время как сильными сторонами воина являются выносливость и сокрушительная мощь сверкающей катаны. По моему мнению, более адекватным воплощением образа ниндзя является Ayame, ведь именно сочетание кошачей ловкости со скоростью летящей стрелы отличает воина-тень. Одной из отличительных черт Tenchu является возможность индивидуального решения поставленных игрой ситуаций. Как сказали бы японцы, коль мы говорим про их культурно-социальное явление, «есть возможность выбора между Путем Силы и Путем Тени». Для того чтобы стало ясно, приведу классический пример Миссия 2: доставить секретные планы в замок господина. Замок находится на другом берегу реки, и кроме воды вас разделяет средневековый японский город, кишащий вражескими вассалами. Условно говоря, задачу можно решить двумя способами, если не считать все, что лежит посередине. Первый, «берсеркерский скандинавский»: засучить рукава повыше и мчасться прямо по центральной улице, выписывая в воздухе невероятные фигуры клинком и оставляя за собой груды расчлененных трупов. Этот способ невероятно трудоемок, но зато героичен. Второй, «элегантный восточный»: подтягиваетесь на крышу ближайшего дома и продолжаете путь тенью во мраке по крышам и темным переулкам, сливаясь с городским сумраком. Уничтожаются лишь отдельные экземпляры, причем красиво, нежно и без лишнего шума. Этот способ красивый и умеренно сложный. Кроме того, он «умный», а не требует от игрока лишь умения быстро дергать пальцами. За каждое «тихое» убийство начисляются приличные очки, да к тому же оно имеет чисто эстетическую ценность: подкараулить, выждать, подкрасться, и ... молния сверкает в воздухе и враг судорожно хватается за рассеченное горло Это имеет поистине поэтическую красоту Tench и — это не просто игра, а. скорее, хвалебная песнь жестокой профессии, чье действие разворачивается в экзотическом мире феодальной Японии. И, конечно же, не последнюю роль в этом играет графическое исполнение проекта. В палитре игры преобладают оттенки серого и коричневого цветов — цветов ночной жизни средневекового города страны Восходящего Солнца. На таком ком фоне разноцветные световые эффекты смотрятся особенно впечатляюще, например отсвет красного фонаря, пляшущий на бамбуковой стене, — красиво и просто. Несмотря на некоторую японскую аскетичность текстур во внутреннем оформленнии помов, и здесь все на уровне. Отдельного упоминания заслуживает настоящий японский садик; прозрачный ручей с изогнутым мостом в окружении мшистых валунов и цветущих сакур. Негородские ландшафты особенно милы моему сердцу: могучий осенний лес быстрая река, мрачные коридоры пещер, холмы, поднимающиеся из ночного мрака, — все способствует глубочайшему погружению в происходящее. Анимация героев гладка и не может не радовать своим разнообразием, хотя подчас несколько грубовата. Вражеские герои также подтягиваются, прыгают, пригибаются, прогуливаются или рыщут по улицам, зевают и потягиваются на посту и спят на попу, готовые в любой момент подскочить (другое дело, что им »то не удастся) Эстетическое наслаждение доставляет созерцание предсмертной агонии противника Он может долго шататься, держась руками за распоротый живот, или же. захлебываясь кровью падать навзничь со сломанным позвоночником Дальнейшие кровожадные «прелести» описывать не стоит: их лучше один раз увидеть Возвращаясь к вопросу о врагах, нельзя не упомянуть AI. В целом, он на высоте. Заметивший вас противни (о том или ином состоянии вашего врага повествуют значки в левом нижнем углу экрана), постоянно уворачивается от звездочек, старается к вам подобраться (вплоть до подтягивания на крышу, если он тоже ниндзя). зайти сзади, ставит блоки или же начинает стрелять, если есть чем. Потеряв вас из виду, он постепенно успокаивается (тут-то и пора его резать, хе-хе!). Кроме того, они просто-напросто многочисленный, и подчас, чтобы убедиться, что за углом никого нет (а скорее всего есть), приходится использовав спецкнопку, предназначенную именно для такого обзора. Конечно, они не лишены специфической тупости вроде застревания в предметах, желания достать вас через стенку, а в некоторых случаях упорного игнорирования Сами супостаты достаточно разнообразны, под стать разнообразности вашего боевого арсенала (звёздочки, бомбы, яды. стальной «чеснок», дымовые шашки и т.д., даже боевые заклинания) Кроме агрессивных персонажей имеются злые (почти все) звери собаки, кошки - в городах. волки — в лесах, медведи — в горах) и «цивилы», вроде гейш и прочих граждан. Этих лучше не трогать: орут громко и со смаком стража сбегается мгновенно. Очень хороши звуковые эффекты, отлично поддерживающие особый игровой настрой, вроде судорожньк выкриков врагов «Ну покажись! Я тебя достану!» и более миролюбивые типа зевков и возгласов «Прекрасная ночка!» В то время как в лесу мрачно воют волки, а медведи ревут и раздирают плоть с ужасными звуками, в городе царит особая тишина, нарушаемая далекими шагами, скрипом открывающейся двери и неожиданным свистом чьей-то катаны. 19 прекрасно аранжированных акустических атмосферны- музыкальных тем, замечательно развивающие национальные традиции, усиливают ощущение присутствия и увлеченности происходящим Несколько огорчает камера ее работа не всегда адекватна и иногда она не может сориентироваться, особенно в быстрых стычках Как назло, сюда же относится управление, которое недостаточно отзывчиво, хотя адекватно и четко. Эти недостатки и являются основными минусами Tenchu. в тп время как в целом игру можно порекомендовать всем любителям атмосферных приключении на историческом фоне.