Если кому-то из вас сказать, что из себя представляет компьютерная игра / видеоигра, то каждый из вас в первую очередь начнёт расписывать игру с точки зрения жанра, перечисляя характерные особенности и свойства того или иного жанра. Например, будет описываться, что ты управляешь человеком, можешь бегать прыгать, стрелять по противникам и т.д. Эту игру сразу же можно отнести к жанру шутер от третьего лица (смотришь на персонажа со стороны, а не из глаз – от первого лица).
Например, есть такая простенькая игрушка «Динозаврик Гугл», которую мы можем легко и просто определить по жанру как раннер – бежит динозавр, и мы нажатием одной кнопки определяем момент прыжка, чтобы перепрыгнуть препятствие. Благо таких игр было в истории игровой индустрии немало, и первые представители появились ещё в эпоху популярности игровых автоматов. Например, была такая игра как «Atomic Runner», по названию которой и других подобных игр и был сформирован жанр – персонаж постоянно бежит, прыгает, стреляет, собирает бонусы, прокатывается под препятствия и т.п.
Но по сути жанр – это набор особенностей геймплея, и преобладание одних элементов над другими, характеризуют игру, относя её к тому или иному жанру. Например, упомянутый «Динозаврик Гугл» с натяжкой можно отнести к платформерам и гонкам. Их смесь.
Жанров в видеоиграх очень много: платформер, скролл-шутер, приключения (адвенчура, квест), спортивный симулятор, файтинг (драки на арене, единоборства), гонки, головоломки и пр. Жанров очень много и они делятся на поджанры и типы исполнения: симуляция, аркада, стелс.
Многие геймеры часто путают понятие жанр с понятием сеттинг. Например, мрачный шутер (жанр) про зомби называют хоррором (ужасы). Но хоррор – не определяет игровую механику, посему это сеттинг, отношение к происходящему, атмосфере и исполнению.
Также можно назвать сеттингом научную фантастику, средневековье, фэнтези и пр. Это всё сеттинг для видеоигр, но может быть жанром в кинематографе, например. Т.к. в кино критерием жанра является атмосфера и влияние на зрителя, а в играх – характер действий, игровая механика (геймплей).
Новые жанры в играх сложно изобрести. Почти нереально. Т.к. всё уже было в том или ином воплощении. Но бывают случаи, когда игра с определённым набором возможностей, которые были ранее задействованы в других подобных играх, формирует точное представление и критерии, благодаря чему её название становится именем нарицательным, жанром. Например, жанр Tower Defense (TD, защита башен). По сути это поджанр оборонительной стратегии, которые в виде игр «Master of Defense» и «Rampart» были очень давно, в эпоху 8-16-битных систем, но как отдельный жанр с механикой они были выделены после ряда модов и карт в «Warcraft III». |