Что можно сказать? Еще одна очень хорошая гонка. Крупное подспорье на славу Gran Turismo. Но это далеко не клон. Даже само название говорит, что мы имеем дело с ралли, а не с гонками. Как говорится, почувствуйте разницу. Начнем с названия игры. Почему Rally — это понятно. А Colin McRae — это имя одного очень известного пилота, который выступил продюсером игры и ее консультантом. Вместе с ним над игрой работал его штурман Nicky Grist. Вспомните, в чем заключалась цель игры в Gran Turismo? В вашем распоряжении находилось относительно небольшое количество трасс и одна машина (на другую просто денег не хватало). Но, в общем и целом, автомобилей в игре было значительно больше, нежели трасс. К ним можно было покупать разные примочки, иногда менять машины. В CMR все совершенно иначе. Огромное количество трасс и сравнительно небольшое количество автомобилей. Весь процесс теперь разделен на несколько ступеней. Сначала вы учитесь, затем становитесь новичком, потом любителем и, наконец, профессионалом. Ваш статус определяют ваши показатели на трассах или на чемпионате. Но обо всем по порядку. Итак, школа. Этот раздел игры составлял сам штурман лично. Чему же там могут научить? Сначала вам расскажут/покажут, для чего служит каждая кнопка и каждая педаль в автомобиле Затем научат трогаться с места с наибольшей эффективностью. Научат правильно тормозить. Потом дело дойдет до разгона и прохождения поворотов на максимальной скорости. Затем преследование и маневрирование перед носом противника. И, наконец, самое важное — это регулировка механизмов. От этого будет зависеть половина вашего успеха. Потому что мастерство пилотов будет примерно одинаково, а это значит, что вы должны будете знать все о своей машине и держать ее готовой к любому испытанию. Затем вас допустят к соревнованиям среди новичков. Здесь станут доступными автомобили с задним приводом: VW Golf, Seat Ibiza, Skoda Felicia и Renault Megane. Здесь вам придется участвовать в чемпионате, проходящем по территории 8 стран. В чемпионате необходимо себя хорошо зарекомендовать. В этом случае вы перейдете на следующую стадию профессионализма. К слову о чемпионате. Примерно через каждые две-три трассы у вас будет возможность заняться машиной: устранить повреждения, отрегулировать механизмы в соответствии со следующими трассами и так далее. Но будьте осторожны! На все про все вам дадут лишь час чистого времени. Будьте внимательны и почаще сохраняйтесь. Когда вы выиграете у новичков, вас отправят к любителям. А это означает более сложные трассы и более крутые автомобили. Как насчет Subaru Impreza, Mitsubishi Lanser, Ford Escort и Toyota Corolla? Все они, разумеется, полноприводные и теперь уже будут сопровождать вас на протяжении всей игры, а новые появятся лишь после прохождения стадии профессионала и победы в чемпионате среди любителей. Тогда откроются секретные трассы с секретными автомобилями: Ford Escort МК II, Lancia Delta Integrale, Ford RS200 и Audi Quattro. Теперь слово о трассах. Ралли оно и есть ралли. Никакой дороги не ждите. В лучшем случае гаревая дорожка с бревнами посередине. А так полное бездорожье, да еще с осадками. Да, представьте себе: нужно объехать все препятствия на дороге, не свалиться с обрыва, преодолеть массу подъемов и специально созданных трамплинов, да плюс ко всему этому, надо обогнать остальных 15 участников заезда. А трасс очень много, и все не запомнишь. Да и сами по себе они разные, так как проходят по территории восьми стран: Новая Зеландия, Греция, Монте-Карло, Австралия, Швеция, Корсика, Индонезия и Великобритания. V каждой страны есть свое лицо. В Англии очень часто идут дожди и почти всегда туман. Холмы в Монте-Карло и пыльные горы в Греции. Да, трассы спутать невозможно. Ну а теперь займемся самим игровым процессом. Вся его изюминка заключается в том, что вам предлагается посмотреть изнутри на жизнь профессионального гонщика. Здесь важно не то, что вы пришли первым, а то, как вы это сделали и ценой каких усилий. Colin McRae сказал следующее: « Очень важно обратить внимание на вашу машину, забыв на время о технике вождения. Без машины вы не сможете победить, поэтому сделайте так, чтобы на прямом участке вы не уступали никому, и у вас не случилось бы что-нибудь непредвиденное прямо на трассе. Ну как, есть что-то похожее на Gran Turismo? Навряд ли. На протяжении всей трасы вам будет помогать штурман. Для того чтобы его понять, необходимо этому научиться в «школе» Colin McRae. Там вам объяснят, как следует использовать информацию, которую в непрерывном режиме выдает штурман, и узнаете, что это все значит. Графически игра выглядит просто превосходно. Сами разработчики признались, что движок был позаимствован у ТОСА Touring Саг Championship. Только, как это давно стало практикой, он был значительно усовершенствован. Трассы выглядят довольно реалистично. Хотя до реалистичности у Gran Turismo дело еще не дошло. Самое, пожалуй, интересное — это сами автомобили. Их просто вылизали до последнего полигона. На каждую машину было затрачено примерно по 450 полигонов. И на все полигоны были натянуты отсканированные текстуры. Сканирование было лазерное с точностью до 0,025 мм. Зачем такая точность? Думается, что это в целях рекламы. Представьте, сколько денег отвалили только фирмы, машины которых присутствуют в игре. И к этому, может быть, можно прибавить бортовую рекламу. Честно говоря, этот путь весьма перспективен, потому что имитация ходовых свойств автомобиля моделируется довольно точно. И именно тестирование автомобиля в виртуальной реальности способно повлиять на покупку аналогичного в «замедленном времени». Но вернемся к движку. Да, ралли — это не трековые гонки. Здесь мы имеем дело с грязью, пылью и лужами. В результате ваша сверкающая в начале гонки машина в конце похожа на что-то страшное. Из белой она может запросто превратиться в серую или коричневую с черными подтеками. Реализована возможность деформации машин в реальном времени: может помяться крыша, может треснуть / вылететь фары. Даже приборная доска имеет склонность к изменению формы при частых встречах с вашими соперниками или же просто столбами и стенами. Теперь о реализме. Его тут предостаточно. Все свойства машин представлены довольно правдиво. Но эти разницу можно понять лишь после многих часов проведенных за приставкой. Ну, сами подумайте. Класс автомобилей примерно одинаков. Разница сразу чувствуется при переходе из одного класса в другой. Конечно, можно понять, в чем разница между полным приводом и задним. При полном приводе машины едут, как по рельсам. И даже такие коварные вещи, как грязь и лед, для вас перестают быть помехой. Управление для такого рода игр осталось стандартным. Но вот контроль за транспортным средством стал еще более чутким и плавным. Даже на цифровом контроллере можно почувствовать разницу. Ну а если использовать аналог, то просто нет слов. Брать в руки стандартный геймпад просто не хочется. Ну, посудите сами. Тот поворот, который вы боялись как огня, потому что он не совпадает с углом, на которого отклоняются колеса, на аналоге можно пройти просто играючи, и машину даже не занесет. А эти коварные «случайности» вроде луж грязи или просто снега? Как быть с ними? Ответ прост. Для хорошего симулятора нужен хороший контроллер. Игра получилась качественная. Красивая графика с довольно интересными возможностями движка. Однако практически ничего нового Colin McRae Rally не принесла. Ставка на количество трасс и на возможности регулирования машин создают неповторимую атмосферу настоящего ралли. А симуляция поведения машин на трассе достигла почти совершенства. Что ж, можно сказать, что-то, что было обещано разработчиками, было реализовано в полной мере. Нам остается только сказать: «Мы имеем дело с продуктом качественным».