Давным-давно, в те далекие, почти забытые времена, когда в мире трехмерных бродилок безраздельно царствовали Mario 64, группа дизайнеров из британской фирмы Argo-naut придумала маленького зеленого крокодильчика, которого они назвали просто и естественно — Крок Croc: Legend of Gobbos стала первой великой бродилкой для Playstation. Успех игры был грандиозен. В течение первого же года фирмой-издателем Fox Interactive было продано более восьмисот тысяч копий Croc: Legend of Gobbos, a сам маленький Крок навечно вошел в пантеон легендарных игровых персонажей. С тех пор прошло много времени, и по тропинке, проторенной Кроком, прошествовали целые толпы гексов, дьяволов из Джерси и прочих трехмерных видеогероев. Будем откровенны: мы забыли Крока. Нет, мы, конечно, хорошо помним былые подвиги этого храброго крокодила, однако компакт-диск с игрой Croc: Legend of Gobbos попадает на считывающий луч наших приставок только в редкие минуты ностальгии. Такова уж судьба: сегодня ты громишь монстров под одобрительный рев толпы, а завтра выращиваешь картофель на тихой ферме и изредка чистишь свои ордена зубным порошком. Однако, многие боевики начинаются именно с того, что несколько подзабытый герой былых дней, ныне проводящий свою жизнь в буддийском монастыре, вдруг чувствует в своей душе некий зов. «Хэнк, старина, — говорит он себе, — а не пора ли тебе задать жару каким-нибудь негодяям?». И эта мысль заставляет его свернуть коврик для медитаций, упаковать сакуру и первым же поездом отправиться туда, где царит произвол и творится несправедливость. Таков и наш Крок. Как только он почувствовал этот странный импульс, то немедленно собрал вещи и отправился в места своего детства. Почему именно туда? На этот вопрос он и сам не смог бы вам ответить. Это — чутье супергероя, которое может быть сравнимо только с обостренными инстинктами аборигена, находящего врага по мельчайшим, одному ему заметным следам. В общем, Крок попал в точку. Злой барон Данте вновь взялся за свои темные дела. Этот антигерой, люто ненавидящий туповатых и веселых гоббо, воспользовался отсутствием Крока и начал реализовывать свои неясные, но чертовски коварные планы. Лично я очень хорошо отношусь и к гоббо и к самой Croc: Legend of Gobbos, однако в новой игре я ожидал встреть каких-либо новых героев. Например, длинноухих и улыбчивых роббо или серебристо-белых кноббо, одетых в ковбойские шляпы. Ну, на худой конец, бородатых доббо, которые помнили Крока еще зеленым мальком. Ничего подобного. Авторы Сгос 2 решили остановить свой выбор на беззащитных и пушистых гоббо, которых Крок уже один раз спас от происков злого барона. Конечно, старый друг лучше новых двух, но где же разнообразие, где новации? Оказывается, дизайнеры из Argonaut тоже долго спорили по этому поводу, но, в конце концов, их выбор пап на классических гоббо. Но это будут уже не те бессловесные создания, более всего похожие на декоративных зверюшек. Во-первых, гоббо из Croc 2 умеют говорить. Похоже, что они успели овладеть английским языком за то время, пока Крок был в отъезде, потому что их речь воскрешает в памяти говор ирокезов из старых американских вестернов. Их фразы отличаются полным отсутствием стилистических изысков, зато предельны информативны: «Я — гоббо, ты — Крок, беги-беги, большая камень падать!». Но это, в принципе, не главное. Мы все и так догадывались, что гоббо обладают некими зачатками интеллекта. Удивительно другое: оказывается, маленькие гоббо являются древним народом, который является наследником великой культуры. Каждый новый уровень игры будет знакомить вас с очередным этапом развития гоббовской цивилизации. На своем пути Крок встретит гоббо-язычников, которые поклоняются богам Солнца и Луны, и гоббо-ковбоев, для которых существует один только бог — наличные доллары. Игра обещает быть весьма забавной и красочной, потому что маленькие гоббо в своих стилизованных костюмчиках выглядят весьма колоритно. Безусловным плюсом новой игры является ее движок. Его основой был хороший и надежный engine от Croc: Legend of Gobbos, который подвергся существенной доработке и теперь, по словам разработчиков, представляет собой прототип движка 21 века. Любопытно, что этот самый движок явился базой для игры Alien Ressurection, которую также прочат в самые заметные разработки нынешнего сезона. Новый engine будет работать со скоростью 30 кадров в секунду, поддерживая при этом режим высокого разрешения. Конечно, эти характеристики не поражают воображение, зато вполне соответствуют стандартам сегодняшнего дня. Конечно, красочность игры является одним из наиболее важных слагаемых успеха. Но нельзя забывать и о том, что видеоигра должна быть интересной, разнообразной и динамичной. Авторы Стек 2 сделали все, чтобы игроку не приходилось скучать от монотонности действия. По словам Дэйва Сталкера, продюсировавшего Croc и Croc 2, «наш герой получил массу новых возможностей. Теперь он может подбирать с земли всякую ерунду и метать ее в агрессивно настроенных злодеев. Он может брать всякие вещицы, которые будут улучшать или неожиданно изменять его способности. Вообще, мы сейчас много работаем над тем, чтобы в игре не было ни одного бесполезного предмета: каждый булыжник, каждая травинка могут вам пригодиться или, наоборот, принести вред». Для того чтобы придать игре дополнительную динамичность и улучшить общий дизайн, разработчики решили применить в Croc 2 довольно новую технологию генерации ландшафта. Те из нас, кто играл в Blasto, One или Forsaken, видели применение этой новации на деле. На мой взгляд, такой метод является довольно прогрессивным, однако в нем нет ничего особенного, так что упор издателей на исключительную технологичность игры является не более чем очередным маркетинговым ходом. В любом случае, ничего плохо в этом нет. Дизайн стал живописнее, управление — удобнее, а нам, игрокам, только это и нужно. Да, возможности Крока серьезно увеличились. Чтобы не показаться голословным, приведу пару примеров. Если вы будете долго нажимать на кнопку «прыжок», то Крок сожмется в комочек и совершит такой кульбит, что самые высокие горы и самые широкие пропасти не смогут помешать отважной рептилии добраться до очередного бонуса. Более того, теперь в зеленых лапках Крока окажутся ключи к самым высокотехнологичным разработкам нашего времени. Супермашины, воздушные шары, футуристические вертолеты и прочие чудеса техники существенно облегчат Кроку выполнение его благородной задачи. С практической точки зрения это означает, что в одной большой игре-бродилке появится еще и некоторое количество зрелищных аркад вроде мини-гонок, воздушных боев и прочих приятных мелочей. В игре широко представлены и зимние виды спорта, такие как катание на коньках и езда на снежном шаре. Правда, использование гигантского снежка в качестве средства передвижения имеет и свои отрицательные стороны: если Крок не сумеет удержаться на самой верхушке шара, то последствия могут быть самыми печальными. Но, как говорят мудрые гоббо, «кто не рискует, тот не побеждает барона Данте». И, конечно, игра будет насыщена головоломками. Как говорила Алиса, книжка без картинок и разговоров просто бессмысленна — точно так же бессмысленна бродилка без головоломок. Конечно, многие могут не согласиться с подобным заявлением, однако присутствие красочно оформленных логических задачек может весьма оживить любую игру. Если рассматривать тактику прохождения игры, то Стек 2 и здесь отличается от своего предшественника в лучшую сторону. Прошлая серия приключений отважного крокодила вызвала массу нареканий со стороны пользователей, потому что Кроку надо было посетить массу удаленных друг от друга мест для того чтобы перейти на новый уровень или найти важный бонус. Теперь все будет по-другому. Игра приобретет большую линейность, сюжет — большую цельность, а игрок — душевное спокойствие. Я склонен верить, что Croc 2 будет настоящим хитом. 06 этом говорит все. Недавний успех новой части Gex'a убедительно доказал, что поклонники PSX не забыли старых героев. Ну а разработчики бродилок ответственно относятся к своим обещаниям, заметно совершенствуя графику и усложняя сюжет. Подобное сочетание, на мой взгляд, является просто беспроигрышным.