Давным-давно, лет так пятнадцать назад, когда и в помине не было PlayStation, а игровым миром правили мини-компьютеры Atari, ZX-Spectrum и Commodore, хороших игр было мало (впрочем, как и сейчас). Любая же новая и нетрадиционная идея моментально давала известность ее автору. Вот тогда-то и прославился некто Топу Crowther за свои быстрые, «навороченные» психодепические стрелялки. Прошло уже довольно много лет, и этот автор вновь взялся за перо. Он не стал отказываться от излюбленной темы и по-своему решил вдохнуть новую жизнь в, казалось бы, умирающий жанр. А мы сейчас посмотрим, что же у него получилось. Итак, новое творение Топу Crowther получило название N20: Nitrous Oxide. Все правильно, это оксид азота или "веселящий газ», ныне заменивший фреон в газовых баллончиках, а также используемый в ускорителях гоночных автомобилей. Но почему именно N20? Возможно, ответ на этот вопрос найдется в незатейливом сюжете игры. В далеком будущем в галактике бушует война. Враги атакуют мирные планеты самым коварным способом — выращивая полчища насекомых-мутантов в особой сети тоннелей, служащей для межпланетной транспортировки. Оксид азота является побочным продуктом функционирования этой системы, а также служит отличным топливом для путешествующих по ней кораблей, и для роста и мутации пришельцев. Ну а вы, как и положено, должны уничтожить всю эту живность и очистить транспортные артерии галактики. Несложно догадаться, что перед нами очередная бесхитростная стрелялка, правда, не совсем обычная. Игра уносит нас к истокам жанра, когда главным был не результат, а сам процесс. Иными словами, в N20 основной задачей является зарабатывание очков посредством уничтожения противника. И чем больше вам удалось настрелять, тем лучше, а на каком вы уровне это сделали — на первом или последнем — уже не важно. Кстати об уровнях. Всего их в игре более тридцати и выглядят они очень необычно. Собственно говоря, летать вам придется по замкнутым трубам, заполненным всевозможными насекомообразными тварями. Сам же процесс полета сильно напоминает собой древний как мир Tempest от Atari или недавний Nanotek Warrior (только внутри трубы), на PlayStation. К необычным особенностям игры можно отнести и используемую в ней цветовую палитру, но об этом мы поговорим чуть позже. Для космических разборок вам предоставляется на выбор четыре корабля, различающихся значением двух характеристик: временем торможения и скоростью поворота. Изначально ваша боевая машина вооружена лишь простеньким лазером, но в процессе игры можно подобрать и другое оружие или разжиться защитным полем. В игре имеется 14 видов второстепенного оружия, различающегося мощностью, направлением огня и радиусом поражения. Большинство видов этого оружия намного превосходит стандартный лазер, однако, имеет ограниченный боезапас. Самым же мощным разрушительным эффектом обладает супероружие — firewall (стена огня), которое, при применении в бою, вызывает стену пламени, охватывающую тоннель и уничтожающую всех врагов. Теперь поговорим о тех, кого, собственно говоря, нам и придется уничтожать. В тоннелях встречается двадцать две различные насекомообразные формы жизни, начиная от неповоротливых, являющихся легкой мишенью, жуков, до стремительных москитов и бронированных мокриц. Кроме того, есть там скорпионы-минеры, пауки и даже божьи коровки. Изюминка же игры состоит в том, что пропущенный вами враг мутирует в более сильную и агрессивную особь, а закончить уровень вы можете, лишь уничтожив всех врагов (тоннель-то замкнут!). Кроме того, с каждым уничтоженным насекомым возрастает скорость вашего корабля и, соответственно, повышается уровень сложности и адреналина в вашей крови. Каждый уровень, кроме самого первого, также заканчивается встречей с его боссом. Правда, отличается он от остальных врагов только особой подвижностью и мощной защитой, поэтому проблем не вызывает. Как уже упоминалось выше, целью игры является зарабатывание очков, поэтому система их получения также достойна внимания. Очки начисляются за каждый уничтоженный объект, причем за более развитую особь дают в несколько раз больше. Кроме того, поощряется уничтожение врагов одного типа, а также быстрое прохождение уровня. Таким образом, путей к победе у вас в игре просто несметное количество. Каждый уничтоженный противник оставляет после себя монету, собрав которые, вы также получите дополнительные очки, а прицельная стрельба по монетке может в несколько раз увеличить ее ценность. За особые боевые заслуги вас могут отправить на призовой уровень. Он представляет собой желоб и немного просторнее обычной трубы. Здесь, кроме колючек, врагов нет Есть только их яйца, которые и подлежат уничтожению. В конце концов, на заработанные различными способами очки, вы можете между уровнями приобрести пополнительный корабль, супероружие, или и то и другое вместе. Но все вышесказанное практически не выделяет N20 из массы подобных игр. Что же тогда в ней особенного? Помните напоминание о психоделической направленности игр от Tony Crowther, — так вот, эта игра обладает поистине умопомрачительной графикой. Сюда можно отнести и подобранные художниками игру цвета и все спецэффекты, на которые сегодня способна PS. Так вот, попробуйте себе вообразить следующее: вращающаяся труба, наполненная сумасшедшими яркими красками и переливами, постоянные вспышки света, множество слепящих лучей — словом, какой-то иной, сюрреалистичный мир. И все это мелькает перед вами с частотой 50 кадров в секунду, и никаких тормозов! А если добавить ко всему этому еще и музыку, написанную популярной группой Crystal Method, то гипнотический эффект вам будет обеспечен. Даже при взгляде на картинки из игры сразу возникает мысль, — а не пробовали ли разработчики какой наркоты? Наверное, стоит здесь упомянуть, что даже рекламная компания игры N20 была в США запрещена из-за схожести последней с пропагандой наркотических веществ. Но все это буйство красок и какофония звуков, так хорошо сочетающаяся с названием и обшей стилистикой игры, абсолютно не вяжется с простеньким дизайном кораблей и врагов. Эти полчища насекомых совсем не выглядят агрессорами, а являются всего лишь жалкими мишенями. Разработчикам так и не удалось добиться такого же единства стиля и содержания, какой наблюдался в "кислотном" Wipeout'е, и это сильно огорчает. Недостаточно проработан и режим игры вдвоем. Режим разделенного экрана (по вертикали) неудобен ограниченностью обзора, хотя и достаточно интересен. А вот одновременная игра двух игроков на одном экране, предусмотренная разработчиками, на самом деле является настоящим издевательством. Если при одиночной игре вы как бы вращаете трубу вокруг вашего корабля, то при игре вдвоем корабли крутятся по этой трубе, что сильно усложняет ориентацию. В дополнение к этому, корабли почему-то не проходят сквозь друг друга (это же стрелялка, а не симулятор!!!), и им приходится постоянно друг другу мешать, перемещаться по стенкам тесного тоннеля, что еще более ухудшает игру вдвоем. Одним словом, играть в таком режиме в N20 очень сложно, да и практически невозможно. Но на этом явные недостатки игры, пожалуй, закончились. Что ж, попробуем сделать вывод. N20 — это, несомненно, игра для тех, кто не любит напрягать мозги и предпочитает молниеносное действие многочасовому раздумью. Сам автор игры утверждает, что его игра больше всего подходит для вечеринки с друзьями. И действительно: простенький игровой процесс, психоделический эффект и клубная танцевальная музыка несомненно поможет расслабиться. Конечно, с последним можно поспорить, но то, что игра действительно не напрягает (но и не погружает в свой мир) — это факт. А ведь порой так хочется вернуться из современной игровой жизни в простенький мир Arcanoid и Space Invaders!