Road Rash впервые увидела свет в середине 90-х на 16-6итной платформе Meqa Drive от компании Sega. При создании игры авторы решили отступить от устоявшихся традиций и пошли на достаточно рискованный ход. Идея скрестить два столь популярных жанра, как драки и гоночный симулятор, в то время была еще внове, и предсказать реакцию игроков на подобное нововведение было сложно. Но расчет на новизну полностью оправдался. Игра полюбилась игрокам и разошлась миллионными тиражами, фактически став родоначальницей нового жанра. Естественно, что за первой частью последовало несколько сиквелов. Сперва Road Rash II и III на том же Mega Drive. Затем, когда эпоха 1б-биток безвозвратно канула в Лету, была выпущена версия для 3DO. И, конечно, столь популярное детище Electronic Arts не могло миновать самую распространенную 32-битную приставку в мире. К сожалению, первый перенос Road Rash на Playstation идеальным назвать можно было только с большой натяжкой. По сравнению со своей родственницей с платформы 3D0 игра не претерпела практически никаких изменений. Аппаратные возможности приставки были явно использованы не полностью. В результате получился довольно средний продукт. Но благодатная идея не была оставлена разработчиками. Попытки затащить покупателя в магазины продолжились, несмотря ни на какие неудачи. И вот стараниями ЕА классический хит пережил очередное перерождение. Похоже, что на этот раз разработчики вынесли урок из своих прошлых ошибок, и нас ждет творение, вполне достойное чести являться продолжением культовой игры. Road Rash 3D выглядит на порядок лучше своих предшественниц, и хотя значительным прорывом ее графический дизайн не назовешь, добротность и отлаженность движка производят в целом очень благоприятное впечатление. По сравнению с предыдущими инкарнациями Road Rash 3D претерпела значительные изменения. Прежде всего, игровой мир теперь стал полностью трехмерным. Правда, трехмерность эта довольно иллюзорна, и уехать от дороги дальше, чем на несколько метров, вам не дадут. Но эта ограниченность ничуть не сказывается на интересности игры и, вдобавок, избавляет игрока от утомительных разъездов по игровому миру в поисках куда-то запропастившегося шоссе. Используется реалистичное наложение теней. Игроки и мотоциклы выполнены очень качественно и выглядят почти как настоящие. Все персонажи стали значительно крупнее, что можно только поприветствовать. Трассы отличаются отменной проработанностью, разнообразием, и стали гораздо менее монотонными и утомительными, чем в прошлых частях. Маршруты гонок пролегают в горах, по берегам озер, на улицах городов и т.д. В пути игроку встретятся практически все возможные типы ландшафта. Кроме того, теперь появилась возможность свободно, по своему вкусу выбирать маршрут движения. В игре более ста миль дорог, на которых и будет протекать гоночное действо. Причем все они (дороги) связаны между собой в единую сеть системой перекрестков. Вы можете ехать купа угодно. При желании можно даже просто так, без всякой цели покататься по дорогам, скрываясь от полиции. Правда, при таком подходе к игре шансы занять хоть какое-нибудь место, кроме последнего — шестнадцатого — очень невелики. Графически игра почти безупречна. Хотя без нескольких досадных недоработок, конечно же, не обошлось- Уличное движение выполнено достаточно грубо, и при близком рассмотрении автомобили распадаются на груды составляющих элементов. Так же в некоторых ситуациях заметно снижается скорость выведения графики на экран (количество кадров в секунду). Но в целом все на уровне. Не лучше, но и не хуже, чем у остальных. Что касается звукового оформления, здесь игра на высоте. Звуки работающих двигателей настолько реальны, что создается ощущение, будто рядом с вами только что пронесся настоящий мотоцикл. Водители встречают игрока ревом клаксонов и грубыми ругательствами. Пешеходы, угодившие под колеса вашего «Харлея», жалобно кричат. А музыка — это не описать словами, это надо слышать. Чувство вкуса не изменило разработчикам и на этот раз. Игроков ждет неплохая музыкальная подборка в стиле тяжелый рок. Музыку к игре предоставили такие небезызвестные в мире шоу-бизнеса команды, как CIV, Sugar Ray и прочие звезды. Игра звучит — и этим сказано все. Качественные звуковые эффекты в сочетании с идеально подходящим к тематике музыкальным оформлением делают этот аспект Road Rash 3D просто идеальным и заслуживающим всяческих похвал. Ну что ж, теперь, когда с технической частью все более-менее ясно, можно перейти к основе основ любой игры — к игровому процессу. По большей части здесь все осталось по-прежнему. Банда рокеров творит беспредел на дорогах, издевается над полицией и автолюбителями и за все это получает денежное вознаграждение. В такой вот мир беззакония придется окунуться игрокам. Только теперь все стало больше, лучше, красивее и аморальней. В игре впервые появилось какое-то подобие сюжета. И пусть это не многотомный роман в десяти частях, но для гонок с драками вполне подходит, и это более чем достаточно. Четыре банды мотоциклистов бьются за обладание дорогами. Причем метод убеждения выбран самый радикальный: догнать — и кулаком (рукой, ногой, доской, монтировкой или каким-либо иным подручным средством) по башке. Конечно, слегка грубовато, но зато эффективность — просто невероятная! По мере прохождения игроков будут радовать видеовставками, связующими этапы и выполненными на очень высоком техническом уровне и к тому же буквально изобилующими черным байкерСКИМ юмором. Соответственно числу банд в игре присутствует четыре класса мотоциклов, начиная от высокоскоростных, спортивных моделей и заканчивая тяжелыми шоссейными машинами — чопперами. Причем различия между мотоциклами разных типов заключаются не только во внешнем виде. Каждой машине присуща своя, неповторимая манера поведения на дороге. Всего в игре двенадцать мотоциклов — по три машины каждого класса. Они различаются скоростью, приемистостью, степенью управляемости и, конечно же, ценой. Новый, более совершенный мотоцикл, как правило, в два-три раза дороже предыдущей модели. Поведение мотоцикла стало более близким к реальному. Теперь, в отличие от предыдущих частей RR, управление более естественно и схоже с настоящим. К тому же, существует множество различных вариантов конфигурации кнопок джойпада — каждый игрок сможет выбрать себе что-нибудь по вкусу. Поддерживаются и практически все существующие на PS аналоговые контроллеры. Только Dual Shock — новая технология от SONY — по какой то непонятной причине была обойдена вниманием разработчиков, что для игры середины 98 года выглядит несколько странно, и можно даже сказать, опрометчиво. Также к минусам можно отнести некую заторможенность вашего персонажа в драке. Между нажатием кнопки и ударом проходит достаточно много времени. И хотя постепенно к подобной задержке привыкаешь, поначалу это сильно раздражает и, уж конечно, ни в коей мере не способствует повышению динамичности игрового процесса. К сожалению, авторы решили не делать в Road Rash 3D режим для двух игроков. Так что играть придется в одиночку. Хотя, надо отдать должное Electronic Arts, игра отлично сбалансирована и в целом не вызывает никаких особых нареканий. Игровой процесс присутствует как раз в таком объеме, чтобы привлечь внимание игрока и удерживать его в течение достаточно длительного периода времени. Технически все выполнено на высоте. И в целом, если не принимать во внимание вышеупомянутые недостатки, можно смело сказать, что игра удалась. До хита она, конечно, не дотягивает, нет, это просто хорошая игра. Рекомендуется широкому кругу игроков.