Populous: in The Beginning — это третья часть знаменитой серии симуляторов бога, до сего момента выходивших исключительно на PC. Несмотря на многочисленные достоинства, весьма оригинальную real-time стратегию от известного Bullfrog на рынке PC-игр постиг неуспех. Поэтому сейчас перенос Populous: in The Beginning на PlayStation следует считать вполне оправданным шагом, хотя год назад подобная новость вызвала бы почти сенсацию. Об игре на данный момент известно практически все, неизвестны лишь конкретные достоинства и недостатки непосредственно самого порта. Выход Populous: in The Beginning окажется как нельзя кстати на фоне почти полного отсутствия стратегий в реальном времени среди игр на PlayStation. Особенно учитывая основное достоинство творения от Bullfrog — невероятную оригинальность. Сюжет игры достаточно забавен и связан с предыдущими частями серии. Если в них главным действующим лицом был бог, то в Populous: in The Beginning рассказывается о том, как этот бог вообще появился. А появился он, как выяснилось, самым бесхитростным способом. Жила-была девушка, работала в первобытном племени шаманкой. Соответственно, в один прекрасный день она подумала: «А почему бы мне, собственно, не стать богом?» Это был последний спокойный пень для несчастного племени, поскольку для удовлетворения амбиции прекрасной шаманки пришлось неустанно сражаться с ее конкурентами. То есть со всеми остальными работниками сферы магических услуг, которым также было небезразлично кресло Всевышнего. Стоит отметить, что таких было довольно много. Что представляет собой сама игра? Представьте себе планету, которая, как известно, является шаром. Вообразите на ней горы, реки, моря, деревья, маленькие домики, древние храмы, несколько племен, жестокие сражения между ними... Между тем, это и есть сам Populous: in The Beginning. Планета — игровое пространство, племена во главе с шаманами — главные действующие лица. Не правда ли, привлекательно? И вновь обращу внимание читателя на то, что действие происходит на планете, на шаре, который всегда полностью доступен для обзора. То есть планету можно вертеть во все стороны, можно изменять масштаб, угол самого обзора и т.д. И при этом она, как ни странно, не перестанет быть круглой. Основные принципы игрового процесса также весьма оригинальны. Целью большинства миссий является, как правило, уничтожение враждебно настроенного соседнего племени. Победы можно достигнуть, как минимум, двумя способами. Первый, самый простой, хотя и весьма эффективный, — использование грубой силы. Однако в начале каждой миссии племя малочисленно и представлено обычными работниками, не особенно пригодными для военных действий. Разумеется, следует увеличить население и натренировать воинов. Сделать это можно, лишь построив соответствующие здания. Для увеличения численности населения следует воздвигнуть несколько хижин, а для тренировки воинов — барак. Постройка зданий особой сложностью не отличается — игрок просто выбирает для них место, а работники сами добывают необходимый материал посредством вырубки тропических посадок и реализуют его в определенном архитектурном варианте. Для того чтобы в племени появлялись новые жители, надо посадить несколько человек в хижины и немножко подождать. Когда в хижине станет тесно, из нее выбегут недовольные таким положением дел людишки и самостоятельно начнут увеличивать площадь застройки. Таким образом, у игрока всегда есть возможность создать эдакий первобытный мегаполис с большой плотностью заселения. Если, конечно, это позволят сделать враги, которые время также не теряют. Кстати, увеличить население можно и по-другому, с помощью специального заклинания, доступного шаманке. Дело в том, что по планетам, как правило, шатается некоторое количество бесхозных мужиков. Дикарей то есть. Всегда есть возможность, использовав соответствующее заклинание, обратить их на свою сторону. Вообще, система магических заклинаний в игровом процессе имеет очень важное значение. Достаточно того, что в ней заключается второй способ победы над врагами. Ведь, умело используя заклинания, можно нанести решающий удар по силам противника, внести в его ряды панику или просто сократить численность вражеской армии до необходимого минимума. Однако для этого требуется сначала выучить эти самые заклинания. Как это сделать? Очень просто: послать работников молиться к древнему храму или тотему. Через некоторое время строение благополучно провалится в землю, а в распоряжении шаманки появится новое заклинание. Мана добывается также достаточно простым способом. Депо в том, что сидящие в хижинах работники не только увеличивают численность населения, но и активно молятся, увеличивая таким образом магические характеристики шаманки. Использование заклинаний отличается редкой зрелищностью, а комичность происходящего вряд ли оставит кого-либо равнодушным. Самый банальный удар молнии выглядит очень весело (кстати, это заклинание можно использовать для транспортировки своих воинов на недосягаемые участки территории). Что уж там говорить о смерче, о рое пчел? Кроме боевых заклинаний, имеются также вполне мирные, позволяющие, к примеру, поднять уровень земли, для того чтобы перейти реку. Если в процессе битвы шаманку убили, то не стоит убиваться и начинать игру с начала — повелительница племени после смерти реинкарнируется. Если, конечно, у игрока еще остались целые здания. Первобытные сражения также весьма зрелищны, вот только вмешаться в них никак нельзя. Каким окажется результат жуткой свалки, понять порой бывает очень непросто. Процесс разрушения зданий выглядит вообще весьма экзотично. Воины вбегают в какую-либо постройку и начинают раскачивать ее изнутри. Подобных приколов в игре невероятное количество. Из работников можно делать не только воинов, но и проповедников, которые также могут оказать большое влияние на противоборство двух племен. Достаточно послать одного из них во вражескую деревню, как тот начнет читать вражеским воинам и работникам проповедь, в результате чего многие из них не только не поднимут на агитатора руку, но и перейдут на вашу сторону. Действию проповедника не подвержены лишь его коллеги и вражеский шаман. Только их присутствие может отрезвляюще подействовать на развесивших уши жителей, после чего они радостно побегут бить неудачливого проповедника. Агитаторы, впрочем, могут оказать реальную помощь и в процессе сражения, повышая мораль своих солдат. Графика в Populous: in The Beginning не отличается особыми технологическими изысками, однако на PlayStation игра должна смотреться очень необычно. Удивить может одна полигонная планета с трехмерными горами, пальмами и зданиями. Даже на море видны небольшие полигонные волны. В игре имеется также большое количество спецэффектов, проявляющихся в основном с действием одного из заклинаний. Юниты представляют собой очень простенькие спрайтовые модели с такой же простой анимацией. Однако стоило бы отметить, что все это не так заметно на фоне блестящей работы дизайнеров. Благодаря ей в Populous: in The Beginning чувствуется странная мистическая атмосфера абсурдного малопонятного веселья. Игру можно полюбить только за это. А чтобы понять, насколько удачным окажется сам порт, нужно дождаться выхода Populous: in The Beginning.